До недавних пор Москва и область как два субъекта Федерации спорили о принадлежности им тех или иных земельных угодий. Теперь дошла очередь до воды. Губернатор Борис Громов обратился в правительство РФ с просьбой изъять из собственности Москвы три гидроузла, Истринский, Можайский и Вазузский, и передать их области. На базе этих гидроузлов губернатор хочет создать предприятие, альтернативное "Мосводоканалу". Руководство же последнего полагает, что все это затеяно ради того, чтобы не платить долги, коих у Подмосковья накопилось 2 млрд. 48 млн. руб.
МГП "Мосводоканал" ставит вопрос категорично: жители столицы вынуждены из своего кармана финансировать водоснабжение некоторых городов области, поскольку их администрации не спешат расплачиваться за предоставленные услуги. Среди злостных неплательщиков фигурируют Химки, Люберцы, Долгопрудный, Красногорск, Реутов, Балашиха. Только за текущий год задолженность составила около 120 млн. руб. А раз так, считает руководство водного монополиста, надо принимать решительные меры. То есть перекрывать задвижку.
В качестве показательной жертвы выбран Долгопрудный. "Мосводоканал" предупредил, что с 11 ноября сократит подачу воды городу на 20%, с 14 ноября ограничение достигнет 50%, а в случае если задолженность в этот срок не будет погашена, Долгопрудный окажется полностью отключенным от московского водопровода. Сообщается, что город платит нерегулярно и лишь в размере 8% от стоимости услуг. За три последних месяца долг составил 13 млн. руб. Примечательно, что глава Долгопрудного Олег Троицкий опровергает сам факт задолженности: "Город оплачивает все 100%. Каждый месяц мы перечисляем "Мосводоканалу" 4 млн. руб. У нас были достигнуты определенные договоренности о нормализации оплаты, и мы их выполняем". Предполагаемое отключение воды г-н Троицкий считает незаконным: "На это должно быть решение суда, и огласить его должен судебный пристав. Если этого не будет, мы просто не позволим перекрыть задвижку".
Скорее всего, разобраться в ситуации действительно может только суд. Также очевидно, что данная коллизия - это прежде всего "акция устрашения" со стороны "Мосводоканала", и без воды людей вряд ли оставят. Важнее другое: надо понять, стоит ли на самом деле создавать альтернативное "Мосводоканалу" предприятие, выиграют ли от этого потребители? С одной стороны, монополист - это вроде как плохо. Может тарифы поднимать по своему усмотрению. С другой - вплоть до1 ноября тарифы для жителей Подмосковья были несколько ниже, чем для москвичей: столица таким образом дотировала область. А главное - есть ли у областной администрации финансовые возможности для того, чтобы содержать предприятие, снабжающее население водой? Ведь оно, помимо прочего, является объектом стратегического назначения... Руководитель "Мосводоканала" Станислав Хроменков высказался по этому поводу так: "Если сегодня нет денег на оплату потребляемой воды, то откуда они возьмутся завтра на эксплуатацию водных объектов?"