"КАК вы сюда попали?" - спросила я у вымазанного сажей молодого человека, с аппетитом уплетавшего кашу из полбы. Стильная одежда выдавала в нем скорее посетителя дорогих ночных клубов, чем язычника. "Моя девушка спросила меня: "Хочешь провести со мной незабываемую ночь? Тогда купи что-нибудь к чаю и жди меня в шесть часов вечера у метро". Прибежала, затащила в какой-то автобус - пришел в себя, только когда миновали Кольцевую..." Мы попали сюда практически так же.
ПОЛНАЯ луна и ясные звезды. Идем по льду замерзшей реки на теплящийся вдали огонек - там нас ждут те, кто знает, как превратить самую длинную ночь года в праздник. Спать сегодня нельзя, нельзя пропустить рождение Коляды - нового Солнца. Люди у костра указали нам путь в деревню, где уже больше 20 лет живет славянская община Мокоши - главной богини языческого пантеона, "матери урожая". Идти через лес в десятом часу ночи по скрипучему снегу страшновато - из темноты слышатся жуткие крики, вдруг на дороге завал, из-за кучи валежника выскакивают разбойники. Девушка из нашей компании оказывается в плену - и тати исчезают в темноте. Дальше - костры с Бабами-ягами, избушка на курьих ножках (Бабы-яги, числом три, оказались женщинами милыми и не кровожадными - только велели попрыгать через костер, дрова порубить и загадки отгадать, а заодно и выручили у разбойников нашу пленницу).
Вот и деревня. Нас встретили ряженые - скомороший театр, участники которого вели гостей с приключениями через жуткий лес. Хотя назвать местных жителей артистами не совсем правильно - они не лицедействуют, а действительно так живут своей общиной, соблюдая древние языческие обряды и чтя традиции предков. Пашут землю, держат скот (официально это фермерское хозяйство), живут тем, что выращивают сами. Как и все крестьяне, беспокоятся, как бы не померзли озимые из-за бесснежного начала зимы. А еще собирают в этнографических экспедициях старые песни и предания дохристианской эпохи.
Хозяйка избы Мокоши обогрела путников, напоила травяным чаем, накормила печеной тыквой, горячим овощным супом (жители общины - вегетарианцы) и кашей из полбы (пшеницы) с медом. И пошло веселье - стали разжигать костры по числу месяцев в году и самый большой - общий. Хороводы водили, игрища устраивали, валялись в снегу, углями мазали друг другу физиономии, прыгали через костер - все это древние обряды, без которых наши предки не мыслили себе дней Коловрата - праздников, связанных с Солнцем (в году их четыре: Коляда, Купала, Ладодень и Авсень). А в это время в деревне случилось событие, которое, исходя из логики этой ночи, не могло не случиться: у коровы родилась телочка! Нас, правда, не пустили смотреть на новорожденную: в общине гостям покажут все, кроме двух вещей - коров и сена. Коровы чутко реагируют на присутствие чужих людей, могут отказаться давать молоко, а уж есть сено, на котором валялись-топтались, ни за что не будут! Потом все опять собрались за чаем в избе Мокоши, достали угощение и стали гадать на рунах: что принесет нам следующий год? Славянские руны древнее скандинавских, числом их 140, и писаны ими книги были еще задолго до Кирилла и Мефодия (даже, говорят, было руническое Евангелие). И выпало нам символическое: в новом году нужно ждать всходов того, что засеяли в прошлом. А как оно выйдет: хорошо ли, плохо ли? А как посеяли, так и взойдет!
Так или примерно так в этой общине проводят каждый праздник - а их на языческой Руси было множество: Святки, Велесова среча, праздник почитания Дидов, Купала... Место свое они считают положительной геомагнитной аномалией - здесь проходят два разлома земной коры (что подтверждено снимками из космоса), и издревле на можайской земле было множество капищ Даждьбога. Каменная "улитка" в центре деревни - Сварожий круг, место очищения от болезней и дурных мыслей, - устроена как раз по образцу таких капищ. А длинными зимними вечерами жители общины делают обереги - режут на дереве руны, шьют кукол-берегинь без лица, чтобы оградить людей от сглаза.