Байки подземки

   
   

МОСКОВСКОЕ метро - это не только 5 млн. пассажиров каждый день. Это несколько тысяч человек, работающих под землей. Это своя история, свои легенды, свои традиции.

Голова Кагановича

КОГДА метро только строилось, весь общественный транспорт столицы был оснащен дверями, открывавшимися вручную. Принимая во внимание повышенную опасность передвижения под землей, вагоны поездов оборудовали автоматическими дверями. Решение принимало правительство, а непосредственно программой занимался Лазарь Каганович. Поначалу отцы государства отнеслись к автоматике недоверчиво и думали, что "защемление дверями грозит человеку травмами". Однажды для проверки новых дверей под землю спустилась целая делегация ответработников, включая членов Политбюро (по словам самых старых работников метрополитена, товарищ Сталин тоже присутствовал при эксперименте). Каганович устроил показательное выступление: засовывал между закрывающимися дверями руки, ноги, голову. В общем, жертвовал своим телом на благо общества. Ни одна из частей этого тела от подобных манипуляций не пострадала. И автоматику разрешили! Только для перестраховки сделали более толстый слой резиновых кожухов на уровне стопы. Почему стопу у пассажира посчитали самой уязвимой частью, история умалчивает, но первый год такие утолщенные двери действительно были. За это время конструкция дверей доказала свою безопасность, и резиновые кожухи стали делать без утолщений.

В том же 1935 г. можно было наблюдать перекличку работников метро перед отправлением поезда. Им управляло три человека: в головном вагоне - машинист и начальник поезда, в хвостовом - проводник. После закрытия дверей проводник высовывался с сигнальным диском и кричал: "Готов!" Между вторым и третьим вагонами стоял дежурный по отправлению поездов, который, услышав проводника, также поднимал диск и повторял волшебное слово "Готов!" Последним в этой эстафете был начальник поезда: после его крика машинист отправлял поезд. На все эти должности допускались только граждане, обладающие звучным голосом и четкой дикцией. В 1936 г. процедуру упразднили, а поездом стали управлять только два человека, машинист и его помощник.

Тертый нос

К СОЖАЛЕНИЮ, сувенирной лавки, где бы продавали безделушки с символикой столичного метрополитена, нет. (Непонятно, почему никто в метро сделать таковые до сих пор не догадался!) С большой натяжкой под категорию "сувенир" подходят проездные билеты и пластиковые карты. Но не все довольствуются малым. Известный револьвер в руке бойца на станции "Площадь Революции" крадут по нескольку раз в год. Ну как не взять его на память, благо выдрать оружие все-таки легче, чем пытаться отколупнуть всю скульптуру. Вот из-за таких поклонников метрополитена и приходится держать про запас несколько револьверов, чтобы периодически восстанавливать оружие несчастного бойца.

На той же "Площади Революции" есть композиция "Пограничник с собакой". Нос бронзового пса сияет, как новенькая монета, за что надо благодарить московских студентов, которые знают верный способ сдать экзамен. Можно мыться, бриться, надевать новые вещи, не класть монетки в обувь, можно даже не готовиться, главное, что нужно сделать, - это заехать перед экзаменом на "Площадь Революции" и потереть рукой нос собаки. Если после чудодейственного потирания студент провалился, сам виноват - надо было дольше тереть.

Анекдот-быль

НЕДАВНО к маневровому машинисту, который отвечает за отправление поезда в обратный рейс с конечной станции, подходит пассажир и говорит: "Вы знаете, я в вагоне унитаз забыл". Машинист ему отвечает, мол, подожди минуту, сейчас поезд приедет с разворота, никуда твой унитаз из вагона не денется. "Да нет, - вздыхает мужик - я три часа назад его потерял". Оказывается, он спокойно приехал домой, уселся перед телевизором, тут возвращается жена и с порога спрашивает, купил ли он унитаз. Дальнейшие комментарии излишни. Но это еще не самая необычная потеря в метро. Наверное, первое место следует присудить гражданину, забывшему в вагоне урну с прахом.

Грибное прошлое

ОДИН из самых распространенных мифов - под землей в тоннелях сотрудники метро выращивают грибы для увеличения своих доходов. Если честно, когда-то такая задумка была. Но оказалось, что если начать разводить грибы, времени на обслуживание метро не останется. Поэтому все сотрудники метрополитена занимаются исключительно своими прямыми обязанностями. По словам пресс-секретаря метро Константина Черкасского, машинист - это "вечный студент". Ему все время приходится учиться: осваивать новые составы, новые пути. Это сложная профессия, и добиться профессионального признания на этом поприще совсем непросто. Вот уже несколько лет проводится ежегодный конкурс "Лучший машинист метрополитена". Победитель получает ключи. Конечно, не от нового поезда, а от последней модели "Москвича".

Смотрите также: