В ОДНО прекрасное утро жители Бибирева, Митина, Бутова и других спальных районов, проснувшись, узнают, что стали "заграницей"... Можете не верить, можете смеяться, только помните, что в нашей стране все случается неожиданно.
Город-государство
В ХХ ВЕКЕ "большая деревня" Москва стремительно застраивалась и расползалась, поглощая близлежащие населенные пункты, с готовностью менявшие свою независимость на престижный столичный статус. В советское время столица была городом со спецобеспечением продуктами и ширпотребом. И возник парадокс: Москва, будучи административным и культурным центром страны, от нее самым кардинальным образом отличалась.
Последние десять лет "особость" Москвы и москвичей стала еще больше бросаться в глаза. И дело не только в ярких витринах, создающих у многих наивных иностранцев иллюзорное представление о таком же процветании всей России. Москвичи - другие в принципе. По-другому думают, говорят, одеваются, голосуют, наконец. Если помните, в 1996 г. именно московские проценты сильно помогли Ельцину победить на президентских выборах. Столица продолжает существовать практически как отдельное государство, и разрыв между Москвой и провинцией с каждым годом растет. И это не вписывается в концепцию централизации власти, провозглашенную нынешним президентом.
Некоторые радикально настроенные политики (в частности, депутат Госдумы из фракции ЛДПР А. Митрофанов) не исключают даже возможности официального отделения "Московской губернии" в ближайшие 10-15 лет и вступления ее в... Шенгенский союз. Но если такой прогноз кажется безнадежно фантастическим, то изменение территориального устройства Москвы и области, если вдуматься, не так уж маловероятно.
Депутат Мосгордумы Андрей ШИРОКОВ:
"Территориальные изменения вряд ли будут способны поменять менталитет и повысить уровень жизни в ближнем Подмосковье. Округа не смогут существовать без городского консолидированного бюджета, деньги все равно пришлось бы перераспределять между спальными районами, которые ничего не зарабатывают, и округами, где есть доходные предприятия. Нынешнее устройство Москвы было утверждено в 1992 г., и система только развивается. Хотя уже видны объективные просчеты: 125 районов - это слишком много, их можно укрупнить и сделать более самостоятельными. В последние годы Москва действительно разрослась до безобразия, и построенного городского жилья уже вполне достаточно. Скорее всего, в ближайшие годы строительство замедлится."
Разделяй и властвуй
А ПРЕДПОСЫЛКИ к тому, что Москву в недалеком будущем захотят... разделить, вследствие чего ее "особость" и элитарность так или иначе сойдут на нет, действительно существуют. Взять, например, неминуемое внедрение зональной оплаты за проезд в метро, а в перспективе - и в наземном общественном транспорте. Такая система давно и благополучно существует практически во всех западных странах, но, появись такое у нас, мы рано или поздно перестанем воспринимать Москву как единый, цельный город. Раздробят столицу и новые телефонные номера с кодом (а такой проект тоже разрабатывается из-за нехватки цифровых комбинаций для обычных прямых номеров). Ведь тогда внутри города появится своя "заграница", куда придется дозваниваться через восьмерку.
Но это все-таки условные варианты, при которых для остальной России Москва будет продолжать оставаться Москвой-Меккой. Но предпосылки есть и для официальных территориальных изменений, которые в ближайшие несколько лет могут неожиданно спустить "сверху". Среди разрабатывающихся сейчас проектов изменений в Конституции РФ имеется вариант: сократить число субъектов Федерации, а оставшиеся - укрупнить. При таком раскладе не исключено, что Москву могут объединить с областью в один федеральный округ, а из новоиспеченного огромного региона с населением более 15 млн. чел. в свою очередь вычленить "малую Москву" в статусе федерального центра. Скажем, в границах ЦАО или третьего транспортного кольца. Соответственно, столицей московского региона или "большой Москвы" "назначат", к примеру, Зеленоград или Бибирево, а бывшие административные округа, возможно, приобретут независимый статус, получив собственную администрацию и бюджеты.
Идея не нова
В ЦИВИЛИЗОВАННОМ мире есть пример такого хитрого вычленения столицы. Это столица США Вашингтон. Город, точнее небольшая по территории центральная часть, имеет статус федерального округа, который не относится ни к одному из штатов. Прилегающие к нему районы, городки хоть и расположены уже в других штатах, тем не менее называются "большим Вашингтоном" (greater Washington), или Вашингтонской областью (Washington area). Границы между столицей и окраинами, естественно, абсолютно прозрачны, в пригород можно доехать на метро. Так же и в Нью-Йорке: метро проходит через весь мегаполис, соединяя центр с пригородами. Для сравнения: в нью-йоркском метро целых 468 станций, а в московском - всего 161.
Европейские города в территориальном и архитектурном отношении более консервативны. Непосредственно городские территории, как правило, не застраиваются, мегаполис растет исключительно за счет пригорода. Париж, например, сохраняет свои границы уже на протяжении почти двух столетий. Зато разрастаются соседние предместья, которые имеют статус самостоятельных, не подчиняющихся парижскому мэру территориальных единиц, но при этом считаются "большим Парижем". Свои старинные границы сохраняет и Мюнхен. А столица Германии Берлин, чье территориальное устройство больше похоже на Москву, сейчас на пороге территориальной реформы. "Землю Берлин" давно хотят объединить с соседней "землей", сделав Берлин федеральной столицей, а столицей региона станет небольшой Потсдам.
"За" и "против"
ИНТЕРЕСНО, как отразилась бы "раздробленность" на качестве жизни москвичей? По идее, в результате децентрализации городской власти гораздо активнее стала бы развиваться инфраструктура округов и ближнего Подмосковья. Если бы центр Москвы превратился бы в сугубо административно-историческую единицу, то коммерческие конторы переместились бы ближе к окраинам, а крупные торговые центры начали бы строить за пределами МКАД, как это, опять же, делается за границей. Может быть, в центре тогда стало бы меньше пробок... В свою очередь округа, став более независимыми, стремились бы больше конкурировать друг с другом. С другой стороны, такое изменение, как любая реформа, стоило бы немалых денег: выросло бы количество чиновников, "представительские расходы" и т. п. Зато федеральные власти вздохнули бы с облегчением, лишившись "конкурента" в лице московского мэра (независимо от того, кто будет занимать этот пост) - влияние последнего значительно бы уменьшилось.