Лохматое чудище... Винни-Пух

   
   

ЯЩИК со своими детскими книжками я бережно храню. Они не такие яркие, как те, что на сегодняшних прилавках, но сколько доброты, индивидуальности и вкуса в каждой картинке, сделанной такими художниками, как Фаворский, Васнецов, Лебедев. Попробуйте найти сегодня книгу, иллюстрированную художниками такого уровня! Голова кругом идет от хлынувшего на нас по-диснеевски разрисованного потока детских книг. Однажды "жертвой обложки" пала и моя знакомая. Купила сборник "Лучшие сказки" своему пятилетнему сыну. Тот первым делом стал смотреть картинки. Вдруг заплакал, крикнул: "Чудище!" - и захлопнул книгу. После этого три ночи не спал. Лохматое "чудище" с выпученными глазами оказалось, как выяснилось из текста, Винни-Пухом.

Несколько лет назад Академия художеств была вынуждена выступить с обращением к издателям. Об особом, трепетном отношении к иллюстрированию детских книг, о недопустимости коммерциализации этого искусства. Ведь на рисунках воспитывается вкус наших детей, а можно сказать, и формируется отношение к жизни. Ребенок, как правило, сначала воспринимает картинку, а уж потом текст. Обращение академиков издатели проигнорировали. Главный аргумент: у нас рынок, так что, извините...

Найти образ

НИКОЛАЙ УСТИНОВ - один из "зубров" детской иллюстрации. Он проиллюстрировал более 150 детских изданий. Это - стихи Тютчева, рассказы Тургенева, Толстого, Пришвина, Паустовского, книги о природе детского писателя Геннадия Снегирева.

- Иллюстратор детских книг - профессия особая, - считает художник. - Необходимы не только фантазия, вкус, чувство текста, но и особое восприятие мира. Например, Юрий Васнецов, сделавший массу великолепных рисунков к сказкам, до семидесяти лет оставался ребенком. Ему было гораздо легче находить общий язык, ладить с детьми, чем со взрослыми. Но если говорить о сегодняшней ситуации, художники, желающие иллюстрировать детские книги, не перевелись на Руси. Но они не востребованы. Что касается молодежи, нынешних студентов Суриковского, будущих иллюстраторов, они другие. У них преобладают коммерческий интерес, железные локти. А детская книга - это дело тонкое, требующее большой душевной самоотдачи. Ручная работа.

На иллюстрирование книги порой уходит больше года. Сейчас издательств очень много, они конкурируют друг с другом. Их принцип - СКОРЕЕ И ДЕШЕВЛЕ. Поэтому их устраивают компьютерные рисунки, которые можно сделать за два дня. Чем ярче, агрессивнее, тем лучше. Выпученные глазенки, толстые линии, неестественные краски. Как правило, издателями становятся кто попало - бывшие торговые работники, военные, инженеры и так далее.

Надеюсь, в будущем все равно постепенно мы придем к той цивилизованной системе издания книг, которая существует в Западной Европе. Там нет нивелирования. То есть издаются книги и журналы, скажем, более элитные, дорогие и более массовые, дешевые - на любой карман и любой вкус. У нас процесс, который приведет к тому, что мы будем иметь право выбора на прилавке, только начинается.

Суррогат

НА ЗАПАДЕ, в той же Германии, есть очень хороший опыт организации книжных выставок. Например, идет выставка-ярмарка детской книги. Все тонко продумано. Посетители могут посмотреть, полистать любую книгу в просторной комнате, обставленной удобными мягкими диванами и креслами. Сюда приходят целыми семьями и смотрят, выбирают. Естественно, представители издательств выступают в роли гидов. Понравилась книга - сразу покупают. Что у нас творится на книжной выставке-ярмарке на ВВЦ? Тесно, неудобно, неуютно. Реклама, пропаганда хорошей книги отсутствует... Поэтому и бросаются на аляповатые книги, оформленные с помощью компьютерной графики, как дикари на дешевые карамели.

- Конечно, у компьютера возможности огромные, и в книжной графике его помощь необходима, - уверен Устинов. - Наверное, через десятилетие, когда компьютер станет для нас таким же привычным, как телефон, он и будет использоваться по-другому. А сейчас некоторые художники просто ловят кайф от того, что могут за несколько часов нарисовать книгу. Но это всего лишь суррогат искусства...

Смотрите также: