Москва уходит под землю

РАНЬШЕ под землей у Москвы располагалось только метро. 5 лет назад появился торговый комплекс "Охотный ряд". А сегодня уважающее себя здание непременно заводит пару "минусовых" этажей. И то, что Москва стремительно развивается вниз, не только красиво и экономично, но и "чревато" научными открытиями. Так, Гостиный двор, ставший главным событием минувшей осени, "подарил" столичным археологам женские украшения. Их возраст позволяет утверждать, что Москва старше, чем выглядит, и как минимум на век.

Для элиты и нет

   
   

СТРОИТЕЛЕЙ современных зданий, особенно тех, что отвечают за облик столицы на международном уровне, мэр Москвы обязал возводить подземелья еще тогда, когда открывал Манежную площадь. Храм Христа Спасителя, Гостиный двор, Центр им. Мейерхольда таковыми уже обзавелись. Но сразу стали "пятизвездочного уровня" - попасть туда не всякий может. Либо надо иметь приглашение, либо дожидаться специального праздника.

Но уже строятся "подвалы" Московского Дома музыки на стрелке у Краснохолмского моста, входящего в комплекс "Красные холмы". До конца года будет сдан комплекс на Софийской набережной "Царев сад". Настала очередь реконструкции собственно Манежа. Под зданием построят 3 этажа: два отдадут под стоянку, в оставшемся разместится выставочный зал. Скоро в Москве не найдется ни одного паркинга, торгового комплекса и многофункционального центра (как на площадях Курского и Белорусского вокзалов) без "минусовых" этажей. И большинство из них будут доступны всем желающим в любое время дня, а где-то - и ночи.

Возвращаясь к находкам в Гостином дворе, состарившим Москву, стоит сказать, что они для археологов большим сюрпризом не стали. В столице, где ни копни, обязательно найдешь что-нибудь ценное. Поэтому, когда начали активно строить, сразу появился Центр археологических исследований во главе с Александром Векслером. На сегодняшний день центр не уступает аналогичным службам в Вене, Париже, Пекине, Риме и существенно замедляет все строительные процессы, в некоторых случаях даже корректируя проект. По выражению Александра Векслера, археологи камешек за камешком откапывают зубными щетками то, что строители моментально раскопали бы ковшами, которыми только в тайге работать. Глубина же культурного слоя, закатанного под асфальт, достигает размеров трехэтажного дома.

Побочный продукт раскопок - археологические музеи, которых в Москве скоро будет три. Напомню, первый городской Музей археологии (главный его экспонат - уцелевший мост через реку Неглинку) появился благодаря строительству торгового комплекса "Охотный ряд". Археологический выставочный комплекс расположится и в Гостином дворе. Например, там найден клад в 95,5 тыс. монет, тогда как до недавнего времени самым большим считался клад в 70 тыс. монет, хранящийся в Историческом музее. И третий музей археологии будет устроен в Митино.

Течем, братцы!

ПОДЗЕМНОЕ строительство стало массовым. И гидрогеологи не устают напоминать, как близко к поверхности залегают в столице грунтовые воды, как они подвижны и способны подмыть все дорогостоящие объекты без исключения. Борьба с водой делает стоимость строительства еще более высокой. Вот подсмотрели мы идею "Манежа" у канадцев, а технологии гидроизоляции применили свои. И подземный комплекс... течет. Тогда как, например, австрийцы больше пяти лет назад придумали посекционную систему подавления течи (ее использовали при строительстве вашингтонского метро), при которой легко найти, где протекает, и быстро устранить неполадку. Но для нас больше подходит технология, примененная на "Царевом саде". Подземное четырехэтажное пространство глубиной 26 м (грунтовые воды залегают на глубине 4-6 м) изолировано с трех сторон метровой стеной из геосинтетики с дренажным слоем. Если вдруг что-то и потечет, то отверстие быстро забьется частицами почвы.

Мобильность и активность грунтов затрудняют и укрепление фундаментов. Нужно глубоко рыть, чтобы добраться до надежных известняков. Таким способом намереваются укрепить фундамент Большого театра. За время организации по соседству филиала основное здание сползло по периметру на десятки сантиметров. И это еще одна особенность московских грунтов: при рытье котлованов близлежащие пласты стекаются, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту. И как результат - "проседают" соседние здания. Но что касается Большого, то это один из немногих проектов, который по неизвестным причинам лишили перспектив оборудования подземелий.

Нужно ли зарываться

ГОРОДСКИЕ власти все настойчивее опускают Москву под землю. Мотивируя это тем, что центр испытывает нехватку свободных территорий на поверхности. Но думаю, в данном случае это дело десятое. Расчистить землю под строительство составляет в среднем 1 - 1,5% от общей стоимости будущего объекта (если, конечно, сносится не здание бывшего СЭВа или гостиница "Интурист"). На первое место я бы поставила дороговизну земель, аренда которых, особенно в центре Москвы, стоит о-о-чень дорого. Тогда как, по одному из распоряжений Юрия Лужкова, в особых случаях (сложные геологические условия, уровни ниже первого и т. п.) освоения подземных пространств при строительстве и реконструкции следует "исключать из расчетов с администрацией". Другими словами, если под землей этажей больше одного, город... не берет за них арендную плату. И значит, застройщик неплохо зарабатывает: все доходы от подземной стоянки автомобилей он кладет себе в карман.

Но все же подземный город - это хорошо. В канадском Монреале, об устройстве которого я писала в N 51' 2000 "АиФ-Москва": "Жизнь в подземном уровне" , подземный город растянулся на 30 км и соединил между собой 60 зданий. Это не только современно, но и очень удобно, поскольку живущие в центре города монреальцы даже зимой могут позволить себе ходить без пальто. У нас никаких соединений не предвидится. Но прогрессом можно считать уже то, что кроме паркингов и магазинов стали появляться подземные рестораны и камерные залы.