СЕЙЧАС мы протягиваем руку к Западу совсем не так, как раньше, во времена "железного занавеса". Тогда ее тянули не за деньгами, а исключительно чтобы показать этим супостатам "козу". За это нас не уважали, но боялись. Казалось, агенты КГБ были вездесущи, а "рука Москвы" могла спутать планы вражеской разведки, похитить любые военные секреты, покарать всех предателей Родины...
МНОГИЕ страны стараются расправляться со своими перебежчиками, предателями или людьми, неугодными режиму, которые скрываются на территории других государств. Это историческая практика. Вопрос лишь в том, что не все государства могут себе это позволить. Если говорить о России, то здесь это делалось практически всегда. Советская власть сделала политический сыск и политические убийства основными методами борьбы с предателями и отчасти с инакомыслием. Достаточно вспомнить отдел Судоплатова, который аккуратно исполнял приговоры, вынесенные закрытым или открытым судом заочно изменникам Родины и врагам коммунизма. Так что даже с точки зрения закона все выглядело вроде чисто. По официальным источникам, последняя подобная операция или расправа - это убийство Степана Бандеры. Дело было уже после войны. Принято считать, что после этого ни одно из подразделений НКВД, КГБ, ФСБ такой грязной работой больше не занималось. Однако наивно было требовать от спецслужб говорить правду, одну только правду и ничего, кроме правды. Правда, прецедент был, когда Вадим Бакатин сдал США схемы расположения всей секретной аппаратуры, установленной в их посольстве в Москве. Его не наказали, хотя многие в спецслужбах считают это настоящим предательством. Но времена Судоплатова прошли, и мы оправдались: мол, оборудование было все равно устаревшее...
Расправа над предателями, террористами без суда и следствия противоречит закону. Но с какой гордостью вспоминают времена Юрия Андропова ветераны спецподразделений: "Тогда нас, как державу, боялись всякие экстремисты". Говорят, что однажды в Бейруте некие боевики захватили наших дипломатов в заложники. Одного убили. Немедленно туда отправились специалисты - сотрудники КГБ, и у группы, захватившей наших людей, стали один за другим погибать лидеры. После этого дипломаты были отпущены. Андропов не прощал подобных выпадов. Не прощал и перебежчиков. По неофициальным данным, ни один из перелетевших в его период руководства летчиков не дожил до старости.
Виктор Беленко - летчик-испытатель - служил на Дальнем Востоке, угнал в Японию МиГ-25, новейший по тем временам истребитель-перехватчик. Его долго искали, не могли поверить в предательство, а когда сомнений уже не было - потребовали немедленно выдать и летчика, и машину. МиГ вернули через несколько дней. Летчик долго скрывался. Но, видимо, от постоянных переездов, стрессов, переживаний произошла остановка сердца... Приложили ли руку к этому делу спецслужбы - трудно сказать. Доказать что-либо при современных технологиях изготовления отравляющих веществ практически невозможно. Поражая человека, яд очень быстро растворяется в организме, не оставляя следа.
Ради простого возмездия убивали не часто - говорят знающие люди. Другое дело, когда человек мог выдать какие-то секреты, причинить ущерб стране.
...Академик Федосеев с успехом создавал радиоприборы для оборонки. Органы долго не выпускали его за рубеж, чувствовали, что он способен на побег. А тут еще этот ученый вдруг решил стать пацифистом. Отказался работать на войну. Каким-то чудом он все-таки поехал во Францию и... потребовал политического убежища. Французы, якобы не желая портить отношения, позвонили в советское посольство и все рассказали. Через несколько минут у парадного подъезда здания, где находился ученый, уже стояло несколько машин, в которых укрылся взвод советских "дипломатов". В это время французы провели Федосеева через заднее крыльцо, где его давно поджидали английские дипломатические работники. Через десять часов светило советской науки оказался в Лондоне. Прошло всего несколько дней, после того как перебежчик начал добросовестно работать на англичан. И... вдруг попал в автомобильную аварию. Но погиб шофер, а ученый отделался легким испугом. Проходит неделя - и вот совпадение: на этот раз уже лобовой удар и летальный исход.
По некоторым сведениям, специальными операциями за пределами нашей страны занимались так называемые "нелегалы", нелегальная разведка. Правда, генерал-майор КГБ в отставке Юрий Дроздов, двенадцать лет руководивший Управлением "С" - нелегальной разведкой, на вопрос: "Приходилось ли вам отдавать приказ на уничтожение кого-либо?" - однозначно ответил: "Нет, не приходилось. На такие вещи необходимо было специальное решение Политбюро и Совета Министров. За все годы моей работы в Управлении "С" эти органы не давали такого приказа. А до 1971 г. такое бывало. О тех операциях, что не согласовывались с Политбюро, мне неизвестно. Может быть, ими кто-нибудь занимался..."
...До того как наши войска покинули Германию, недалеко от города Росток располагалась военно-морская база советских боевых кораблей. Эта северная бухта была совершенно секретным объектом. И однажды в Росток на премьеру своего фильма приехала известная шведская актриса. После показа состоялась творческая встреча со зрителями, в числе которых был капитан второго ранга, командир эсминца с той самой военной базы. После премьеры и завязался тайный роман, который длился более полугода. При каждом удобном случае капитан заправлял спасательный катер и мчался "рыбачить" за пределы базы. Надо отметить, что горючего выдавалось мало, и его хватило бы только до нейтральных вод. Но встречи закончились - актриса уехала на родину. Не выдержав разлуки, офицер решился на побег. Он заправил свой катер до отказа и бежал в Швецию. Наши власти решили было замять инцидент. Но шведы подняли шумиху вокруг счастливой пары. Их бракосочетание и рождение детей освещались прессой. И вот однажды счастливый отец семейства уходит к себе в кабинет - и через несколько часов его находят там с пулевым ранением в голову. Рядом с трупом лежит записка, в которой написано, что он больше не может жить на чужбине. Типичная, даже слишком, картина самоубийства...
Сегодня при демократическом правительстве ситуация сложилась странная. С одной стороны, есть военные преступники, тот же Басаев или Хаттаб, а приговора им никто не выносит, зато звучат громкие заявления о том, что все бандиты будут задержаны или убиты. Если бы был судебный приговор, то спецгруппам было бы проще работать. Но, видимо, никто не хочет брать на себя ответственность.
Смотрите также:
- Дж. Блейк провалил более 400 английских агентов. Блейк снимает маску →
- Убийство Рохлина. Вопросы без ответов →
- Солоник жив: миф или правда? →