Где спал Василий Блаженный

   
   

Часто, проходя мимо московских церквей, задумывался: а почему они находятся именно на этом месте? Не могли же их возводить где попало! И пользуются ли древней методикой при строительстве церквей сегодня?

С. Пономарев

КАК нам поведал руководитель научно-поисковой программы "Тайны Москвы" Вадим Бурлак, древних мастеров подвигали озарение и расчет. Во-первых, фиксировались знамения небесные над местом, где задумывалось возводить храм. И особое свечение звезд, и зарницы, и даже лики, рожденные из облаков, подсказывали людям. Во-вторых, знаки земные: то прорастет цветок необычного цвета - ландыш вдруг не белый, а синий, то раньше положенного распустятся листья на дереве. Вот, к примеру, когда в конце ХVII века замыслили возводить церковь Бориса и Глеба (Перекопская ул.), перепелка свела гнездо рядом с человеческим жильем. Не побоялась, будто знала, что не обидят. И все перепелята - невиданного белого цвета - невредимыми встали на крыло. А еще сама земля подает знаки для места строительства храма: то ключ из недр вдруг пробьется, то болотина сама по себе иссохнет. Да и люди "озаренные" нередко подсказывали - странники, юродивые, богомольцы. Так, по легенде, место для строительства храма Василия Блаженного подсказал сам юродивый Василий по прозвищу Блаженный. Строители специально присматривались: где юродивый ляжет спать на землю....

Место под храм зависело от того, кому он посвящен. Вот князь Даниил Московский, сын Александра Невского, основал первый монастырь в Москве в честь ангела своего, преподобного Даниила Столпника. А место, где затевать строительство, он увидел во сне. Царь Федор Иванович возвел Донской монастырь там, где наше воинство отбило нападение хана Казы-Гирея и где находилась походная церковь с чудотворной иконой Донской Божьей Матери.

Сегодня же, как нам объяснили в Московской патриархии, храмы возводят там, где есть свободное место.

Смотрите также: