Зачем американскому кино каннибалы?

   
   

СОЦИОЛОГИ утверждают, что под легким налетом сегодняшней цивилизации возрождаются законы первобытного общества. Главными для людей становятся архаичные понятия "выживание", "борьба за добычу" и "право сильного". А пещерный человек все визуальные образы воспринимает буквально. Для него наскальное изображение охоты на мамонта не произведение искусства, а руководство к действию. В нашей же стране большинство населения до сих пор безоговорочно и искренно доверяет кино- и телекартинкам. Опасность тем сильнее, чем талантливей художник, позволяющий себе эксперименты с понятиями Добра и Зла.

В1991 г. фильм Джонатана Демми "Молчание ягнят" о погоне агента ФБР Клариссы Старлинг за маньяком-трансвеститом отхватил аж пять "Оскаров". Рекордный урожай премий киноакадемии и отличная касса сразу навели хозяев MGM-Universal на мысль о продолжении. Однако, пока автор романа Томас Хэррис писал новый опус, пока адаптировали сценарий и договаривались с актерами, прошло без малого 10 лет. Постановщиком новой людоедской истории, которая должна была потрясти зрительские чувства и кошельки, был назначен Ридли Скотт.

Приступая к работе над "Ганнибалом" (2001 г.), он задался целью поставить фильм, независимый от литературного и экранного источников. Наверно, поэтому агент Старлинг из главной героини стала чисто функциональной фигурой. Смена актрисы (Джулиана Мур заменила Джоди Фостер) лишь ускорила эту метаморфозу. На первый план вышел симпатичный до жути людоед - доктор Ганнибал Лектор в исполнении сэра Энтони Хопкинса. Мало того, этот, мягко говоря, неоднозначный персонаж стал не просто главным, а главным положительным героем картины. С ловкостью профессионального шулера режиссер заставил публику искренне сопереживать обаятельному душегубу-кулинару, наделив его врагов более отвратительными, с авторской точки зрения, качествами: алчностью, продажностью, уродством и склонностью к педофилии.

В результате получился никакой не сиквел и вообще не триллер, а издевательски смешная "черная" пародия на классические стандарты борьбы Добра и Зла. Зритель смеется жестоким шуткам симпатяги Ганнибала, а его злодеяния скорее удивляют, чем шокируют. Как вам эпизод, где из головы-кастрюльки живого человека торчит аппетитный мозг? Это ж чистый цирк, гиньоль, балаганный юмор, вроде бородатой женщины или сиамских близнецов!

В этом смысле гораздо более пугающе выглядит финальная сцена, в которой людоед угощает маленького мальчика своим "фирменным блюдом". Странно, что эта рискованная пародия на обряд первого причастия не вызвала никакой реакции в церковных верхах. Вспомните грандиозный скандал по поводу фильма Скорсезе "Последнее искушение Христа". А сейчас, как пел Высоцкий, "церковники хлебальники разинули, замешкался маленько Ватикан..." и проворонил самое что ни на есть причащение Злом!

Свободно жонглируя образами героев и эмоциями зрителей, Ридли Скотт подтвердил свой статус мастера. Но в результате его "трюков" Добро становится относительным, а Зло - оправданным, изящным, остроумным и, главное, легко принимаемым. А это чревато.

Известный "игрок с дьяволом" - киномистик Роман Поланский, нарушитель всяческих табу в жизни и на экране - однажды доигрался. Под впечатлением от его фильма банда сатанистов Чарльза Мэнсона ворвалась в дом режиссера и устроила настоящую "черную мессу". Их жертвой стала беременная жена Поланского - актриса Шэрон Тейт.

Смотрите также: