МОСКВА готовится к приему гостей. Прилетев, они примутся звонко петь, чирикать и щебетать. Как заверили нас специалисты кафедры зоологии и экологии МГПУ, для большинства пернатых весна давно наступила.
Сезон открыли скворцы и грачи - в этом году они пожаловали в столицу на неделю-две раньше обычного. В районе Битцевского лесопарка орнитологи "засекли" трех серых цапель, которые обычно появляются в наших краях в апреле. В Подмосковье уже видели чибисов. На подлете зяблики, жаворонки, озерные и речные чайки, белые трясогузки, дрозды, а как только городские реки окончательно вскроются, их быстро оприходуют утки. Наконец в конце апреля прилетит черно-белая мухоловка-пеструшка, а за ней последуют долгожданные соловьи, ласточки, стрижи и славки-черноголовки. Для капризных "поздних" пташек очень важно тепло, так как питаются они в основном насекомыми, которые в свою очередь просыпаются, только когда воздух основательно нагреется.
Зимы в наших краях стали мягче, так что некоторые птицы предпочитают вообще никуда не улетать. В частности, в городе теперь зимуют много грачей, скворцов, свиристелей и около 50% вороньей популяции. Вдобавок, по данным Центра кольцевания птиц, каждую зиму в столице остается до 9 тыс. уток, которые преспокойно плавают в незамерзающих благодаря теплым сточным водам водоемах. Воробьи начинают шумно биться за прекрасный пол уже в середине февраля. С начала марта по утрам вовсю горланят синицы, кричат грачи, стрижи и вороны. Но виртуозное пение мы услышим только недели через две, когда к весеннему хору подключатся певчие дрозды, скворцы и, естественно, главные местные таланты - соловьи.
В Москве обитает более 200 видов птиц, что для столь безнадежно урбанизированной местности, конечно же, немало. Например, водится по два вида соколов и ястребов. Помимо лесопарков излюбленная среда обитания последних - городские кладбища, а лакомая пища - вороны и голуби. Но в центре, как отмечают орнитологи, птиц осталось очень мало, хотя еще десяток лет назад там обитали галки и даже деревенские ласточки. Большинство территорий наглухо заасфальтировано, и стройматериал для гнезд стал дефицитом. Количество ворон, сорок, воробьев и уток уменьшилось по всему городу. Эти птицы испокон веков питались остатками еды, которые щедро выкидывали москвичи. Но хлеб подорожал, и его теперь почти не выбрасывают, мусор упаковывают в пакеты, и пернатым до него уже не добраться, а если что-то и остается, бомжи "на страже" помоек птиц опережают. А остальным горожанам не до птичек, их практически не замечают и редко подкармливают. Но птицы в отличие от людей лучше справляются с превратностями жизни, в конце концов приспосабливаясь к тому, что есть. Поэтому даже в таком перенаселенном мегаполисе им всегда найдется место.