Что сказала бы Уланова?

   
   

8 ИЮНЯ на Новодевичьем кладбище был открыт памятник на могиле Галины Улановой (скульптор Федор Фивейский). В этот же день в Большом театре стартовал IX Международный конкурс артистов балета и хореографов, посвященный памяти великого Лебедя ХХ века. Увы, среди многочисленных специальных призов не было учреждено ни одного, связанного с именем Улановой, хотя как минимум одна достойная претендентка на него была: "золотая" лауреатка из Китая Ван Циминь - за ее печальную Жизель, которая среди спортивного напора одних и технической ущербности других выделялась своей одухотворенностью и кротким лиризмом.

Московский конкурс открыл немало звезд, которые в результате умножения божественного дара на упорный труд и хорошую раскрутку заняли первые ряды на небесах. Это Михаил Барышников и ныне покойный Александр Годунов, Владимир Малахов и Нина Ананиашвили, Хулио Бокка и Вадим Писарев, Кристина МакДермот и Николай Цискаридзе. Резкий качественный скачок вниз конкурс совершил в 1993 г. на своем седьмом круге (вот она, мистика чисел) - отчасти это было связано с совпавшими по времени развалом СССР и крахом балетной империи Юрия Григоровича, неизменного председателя жюри всех последних конкурсов. Но главная причина - необъективное судейство, когда все первые премии давали, грубо говоря, педагогам советских участников. Перестали приезжать главные балетные державы мира: Франция и Америка.

Рекорды

НЫНЕШНИЙ конкурс ознаменовался не только возвращением в стены Большого (предыдущий в связи с выдворением Григоровича из театра проходил в Кремлевском дворце), но и установил сразу несколько рекордов. Девятый балетный оказался самым богатым в истории постсоветской России - призовой фонд составил 200 тыс. долларов. Самым густонаселенным по количеству участников. И в то же самое время (возможно, из-за легенд о тенденциозном судействе) самым непредставительным по географическому признаку. Финальным рекордом стало неприсуждение многих главных премий (естественно, и Гран-при). Больше всего премий не выдано в номинации "Солисты" (у дуэтов, наоборот, перебор - сплошь да рядом разделенные премии).

Предварительный отбор (обязательный пролог любого уважаемого конкурса) отсутствовал, поэтому первый тур превратился в утомительный, а нередко и уморительный смотр художественной самодеятельности с редкими проблесками чего-то крепкого и профессионального. Наплыву дилетантства способствовали и размножившиеся, как грибы после дождя, всевозможные негосударственные хореографические школы и академии.

В этом году впервые состязались хореографы. В связи с этим современные композиции исполнялись начиная с первого тура, в конце которого и были подведены скромные итоги балетмейстерского конкурса. Слава богу, что при всей нищете нашей хореографической мысли какие-то позитивные ростки и тенденции есть. Важно разглядеть их, не срубить под корень. Ну а если все время ругать и гнобить, то лучше не станет. Без полива дерево зачахнет.

Лучики света

ОСНОВНОЙ конкурс нынче решил вспомнить основательно забытое старое и вернулся к весьма спорной и путаной модели - наряду со старшей (18-26 лет) снова ввели младшую (14-18 лет) возрастную группу. В силу естественной физиологической незрелости участников от второго тура в младшей группе в памяти остался образ безликого потока одинаково средненьких, сереньких девочек и топорных мальчиков, нетвердо стоящих на ногах и не усвоивших еще партнерских рефлексов. Лучиками света в младшей группе воспринимались уверенная в своих силах техничная японка Миса Куранага (первая премия, 4 тыс. долларов) и обаятельная, на редкость музыкальная Милена Сидорова из Киева (третья премия и приз прессы "Надежда"), в которой впечатляет гармоничное сочетание инфантильности и серьезности, хорошей выучки и человеческого обаяния. В младших дуэтах сильнейшим был эффектный кавалер Александр Бутримович - однако жюри поскупилось, поставив талантливого 18-летнего танцора лишь на третье место. Среди девушек младшей группы, выступавших в дуэтах, выгодно выделялась Наталья Домрачева из Киевского училища (партнерша "золотого" лауреата Леонида Сарафанова), но в результате она на второй ступеньке пьедестала, а первую премию получила тоже сильная (более натасканная и менее обаятельная) ученица Софьи Головкиной Полина Семионова.

В старшей группе самым слабым звеном были соискатели, выступавшие сольно (без партнеров), с отдельными вариациями. До финала дошли и разделили между собой третью премию только двое солистов: Томонори Очи и наш Сергей Теплов, прыгучий солист "Кремлевского балета".

Интереснее складывался конкурс старших дуэтов, хотя особо острой интриги и тут не возникло. Многие пары явно переоценили свои технические и интерпретаторские возможности, смело поставив в программу такие харизматические вещи, как "черное" па-де-де из "Лебединого озера" или классическое па-де-де Баланчина, которые большинству из них не по зубам. В итоге - весьма серенький художественный результат, несмотря на высокие баллы жюри. В целом же распределение дуэтных премий свидетельствует о том, что почти все пары состояли из неравных половин - обязательно кто-то был сильнее, кто-то слабее. И если уж совсем честно, то мы считаем, что премий выдано неоправданно много - зачем снижать планку?!

Открытия и сенсации

САМЫМ совершенным дуэтом конкурса оказались породистые бразильцы Барбоса Роберта Маркеш (вторая премия) и Пинто Тьяго Суареш (первая премия, 6 тыс. долл.), чье абсолютное лидерство определилось уже на первом туре. Импозантные внешние данные, сценическая раскованность и умение "брать зал", крепкая техника, точное понимание "танцуемых" образов и знание балетных стилей - все эти слагаемые мастерства позволяют говорить о них как о сложившихся профессионалах и прирожденных людях театра. Другим главным любимцем публики стал 19-летний киевлянин Леонид Сарафанов, разделивший с бразильцем первую премию. Совсем противоположный типаж - солнечный, и, в отличие от "лунного" пейзажа, у бразильца нечто совсем неромантическое. Стопроцентная органика и все врожденные свойства "животного сцены" (есть такой термин на театре). Занятны его перевоплощения из Маугли (колоритный номер "Прощание с джунглями") в галантного кавалера из "Пахиты". По-мальчишески еще растрепанный, незакостеневший, с обаятельной челкой в духе сына полка, очень теплый и искренний, он тем не менее отлично подкован технически, чувствует себя на сцене королем и задорно подыгрывает публике во время аплодисментов.

Конкурс закончился, следующий - через четыре года. Есть время подумать и реорганизовать наше балетное хозяйство к лучшему. Хорошие предпосылки есть.

Удалось Григоровичу возродить международный престиж своего конкурса или нет - узнаем через четыре года.

Смотрите также: