ТЯЖЕЛОЕ нынче выдалось лето. Только в июне -июле столичная "скорая помощь" "эвакуировала" на больничные койки 5350 москвичей с диагнозом инсульт. Несмотря на распространенное в народе мнение о том, что инсульт - болезнь стариков, средний возраст пораженных этой напастью давно уже опустился до отметки 50 лет. И останавливаться на этом инсульт не собирается: специалисты утверждают, что все чаще среди больных появляются люди, едва достигшие 40 лет. Вымирать начала трудоспособная часть горожан.
Существуют две разновидности инсульта: ишемический (инфаркт мозга) и геморрагический (кровоизлияние в мозг). При ишемическом инсульте умирает около 40% больных, при кровоизлиянии в мозг - 60-80%. (Статистика неутешительная, особенно если учесть, что москвичи "предпочитают" вторую, геморрагическую, разновидность инсульта.) Конечно же, есть "счастливчики", которые выжили, но они чаще всего обречены на "растительное" существование. Причем полагаться на силы "молодого здорового организма" не приходится: все зависит исключительно от степени и места поражения мозга. И иногда - от мастерства хирурга. Несколько лет назад в клинической больнице N 15 было создано нейрохирургическое отделение, специально ориентированное на больных с нарушением мозгового кровообращения. Как рассказала главный врач этой больницы Эльвира Николаева, в большинстве своем здесь делают не обычные, жизнесберегающие, а так называемые функциональные операции на головном мозге. Цель функциональных операций (здесь они проводятся по эксклюзивной, щадящей методике) - вернуть человека из состояния "овоща" к нормальному существованию. Речь не идет о полноценной в обычном понимании этого слова жизни - даже после операций люди редко возвращаются на работу. Но, по крайней мере, человек в силах сам себя обслуживать. Другое дело, что за год нейрохирурги 15-й больницы проводят всего лишь 200 операций. По словам врачей, они в силах оперировать в два раза больше, просто далеко не у каждого больного есть показания к операции. Кто-то подобного вмешательства не вынесет, а кому-то оно не поможет.
И тут появляется другой вопрос: не лучше ли постараться не допустить болезнь, чем потом ее лечить? Но о профилактике у нас почему-то забывают. Конечно, существует некоторый процент людей, чей инсульт непрогнозируем: кровоизлияние становится результатом разрыва аневризмы, обнаружить которую невозможно. Но есть, например, гипертоники. Как рассказала завотделением неврологии больницы N 15 Лариса Денекина, именно гипертоники чаще всего получают кровоизлияние в мозг. Причем основная группа риска - это люди, у кого давление повышено незначительно и они на это не обращают внимания. Таким людям тоже требуется лечение. Несколько лет назад Институт неврологии проводил эксперимент в Тушинском районе: врачи прошли по квартирам и измерили всем давление, а выявленных гипертоников поставили на учет и начали лечить. Количество инсультов в районе после этого сократилось в 4(!) раза.
Специализированные нейрохирургические отделения, санатории, где люди проходят реабилитацию после инсультов, - это очень здорово и нужно. Но не лучше ли для начала измерить москвичам давление? И дешевле, и пользы больше.