ИЗ ВСЕЙ череды летних военных праздников есть только один, когда бывшие служаки не купаются в фонтанах и не бьют морду друг другу. Потому что эти служаки никогда не становятся бывшими! Потому что День авиации отмечают все граждане нашей страны. Потому что в душе мы - романтики, что бы о нас ни говорили в мире и какие бы времена мы ни переживали.
Раз в год мы вспоминаем, что слова "бочка", "штопор" и "сушка" относятся не только к пиву, но и к небу. А раз в два года - толпой в ПОЛМИЛЛИОНА - отправляемся в подмосковный Жуковский на авиасалон, чтобы: а) забраться в кабину настоящего истребителя, б) сфотографироваться с героями-летчиками или на фоне "черной акулы", в) полежать на травке, задрав голову в небо, и орать "Ура!", стараясь перекричать грохот выписывающего фигуры высшего пилотажа самолета. На авиашоу мы ходим профессионально: всей семьей, с одеялом, биноклем, зонтиком и солеными огурчиками. Только здесь можно увидеть бабушку - божий одуванчик, которая, встав с принесенного раскладного стульчика, объясняет молодым, еще начинающим, что пилотажная группа "Стрижи" летает на "Мигах", а "Русские витязи" - на "сушках". Только у нас, объявляя о потерявшемся ребенке, родители напоминают ему о месте встречи так: "Подойди к самолету, который ты называешь "карапуз". А еще на прошедшем Дне авиации народ катался на воздушных шарах, возил из стороны в сторону легкий (единственный) дирижабль "Аи", стоял часами под палящим солнцем, чтобы зайти в салон "Ил-96" (как будто не летали до этого). Да, а фонтан все-таки был. Только в нем не купались. "Фонтан" - это фигура высшего пилотажа, которую в подарок зрителям преподнесли "Русские витязи".
МАКСи-шоу
ПО СВОЕЙ организации пятый Международный авиакосмический салон в Жуковском выдался более удачным и содержательным, чем предыдущие четыре. Толпы зрителей с горящими глазами, множество лотков с сувенирами, эффектные показательные выступления - все это оставило ощущение большого праздника. И гордости за нашу страну, интеллектуальный потенциал которой неисчерпаем.
На нынешнем МАКСе были представлены 537 фирм из 34 государств мира. В мае речь шла о 25 странах-участницах, а это значит, что престиж авиасалона успел вырасти еще до его открытия. Экспозиция развернулась на аэродроме Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. Громова: здесь разместилось около 150 летательных аппаратов и 30 выставочных павильонов.
Народ соскучился по празднику
ЧТОБЫ обойти всю территорию и заглянуть в кабину каждого самолета, не хватило бы и целого дня. Только в день открытия сюда съехались 300 тыс. чел., а в прошедшие выходные количество зрителей зашкаливало за полмиллиона, что перекрыло самые смелые прогнозы. Утренние электрички выплевывали на платформу "Отдых" такое количество народу, что оставалось только удивляться ее вместительности. Толпа по подземному переходу рекой устремлялась на привокзальную площадь, где бодрые билетерши распродавали вожделенные бумажки по 75 руб. за штуку. Потом надо было отстоять очередь к автобусной остановке и минут двадцать ехать в переполненном салоне до самой экспозиции. Причем та же участь ожидала тех, кто прибыл в Жуковский на собственном авто: люди оставляли машины на дальних стоянках и тряслись в набитых "ЛиАЗах" и "Икарусах".
По утрам и вечерам Жуковский превращался в одну большую автомобильную пробку, и поделать с этим ничего было нельзя: при строительстве города авиаторов никто и не предполагал, что проблема транспортных заторов когда-то станет для него столь актуальной. На время проведения МАКСа власти приняли повышенные меры безопасности. Вдоль всей дороги на расстоянии 50 метров друг от друга выстроили солдат-срочников и милиционеров. На территорию МАКСа люди входили через металлоискатели. Тщательно осматривались сумки.
Впервые за всю историю авиасалонов здесь можно было не только смотреть на технику, но и купить что-нибудь на память об этом событии. Понятное дело - флажки (по 20 и 30 руб.), футболки с символикой авиасалона и изображением секретного истребителя С-37 (по 300 руб.), панамки с надписью "А девушки потом!" и сборные макеты самолетов-вертолетов. Помимо экспозиций со стендами и павильонов, где велись переговоры и заключались контракты, на авиасалоне наблюдалось множество питейных заведений. Свои шатры раскинули "Балтика", "Очаково", "Старый мельник". Кое-где разливали спонсорскую водку. Правда, меню не отличалось разнообразием. Из еды предлагались шашлыки, шпикачки и хот-доги (сосиски в последних были весьма сомнительного вкуса). Сторонникам вегетарианской пищи оставались мороженое и фисташки. Для естественных отходов человеческой деятельности емкостей тоже было маловато. Несколько биотуалетов стояли у входа на МАКС, а до следующей партии заветных кабинок надо было топать километра полтора, что для любителей пива было тяжким испытанием.
Обилие сувениров (матрешек, гжели, шапок-ушанок) объяснимо: иностранцев было хоть отбавляй. Но, скажем, на одном лотке почему-то продавались секаторы: девушка ловко щелкала садовыми ножницами, показывая, как они режут ветки. На другом лежали видеокассеты "Безумный бокс", "Мир байкеров", "Лучшее из чемпионатов мира по футболу" и пр. Продавщица пояснила: эти фильмы пользуются большим спросом у мальчишек.
Все, что стоит, летает!
А ИМЕННО мальчишки оказались главными посетителями авиасалона (билет для детей стоил всего 10 руб.). Они ходили дисциплинированно день за днем, дотошно обследовали каждую машину, хвастались друг перед другом вновь выученными техническими терминами. В отдельный музей превратился самолет сверхбольшой подъемности "МРIЯ": в его чрево шел нескончаемый поток людей. Посмотреть было на что: гигант с размахом крыла в 88 метров способен поднимать в воздух до 250 тонн! Впервые, по сравнению с предыдущими авиасалонами, наиболее объемной оказалась экспозиция легкомоторной авиации. Разукрашенные в яркие модные цвета, стояли Як-18-Т и Ил-103. Предлагались для обучения полетам (150 долл./час) и легкие вертолеты, манили крыльями дельтапланы. Все это говорит о том, что сегодня авиация стала доступна более широкому кругу любителей.
Как всегда, украшали авиасалон и "старички". Истребитель времен Первой мировой (летчик в обязательном белом шарфике, развевающемся в полете) и легендарный ночной бомбардировщик Второй мировой По-2. В единственном экземпляре и - летающие. Девиз авиасалона - все, что стоит, летает. Так и было!
Но настоящее столпотворение наблюдалось возле носатых истребителей АВПК "Сухой". Наблюдатели склонны считать, что МАКС-2001 стал бенефисом корпорации "Сухой". По словам ее гендиректора Михаила Погосяна, в ближайшие 10 лет за границу будет продано 450-500 истребителей марки "Су". Доля корпорации во всем военном экспорте России достигла 50%. А самолет С-37 "Беркут", имеющий крылья обратной стреловидности, называют прототипом истребителей пятого поколения. Сейчас посетителей к нему не допускают, но обещают, что к 2010 г. эта чудо-машина поступит на вооружение наших ВВС. В небе над Жуковским она летала! Диктор на авиашоу прокомментировал его полет так: "Несдобровать противнику, который увидит этот самолет". Да любой нормальный человек испытает шок, увидев в небе самолет, который летит задом наперед. Но самым приятным сюрпризом от фирмы Сухого стал, конечно, не угрожающий "Беркут", а обыкновенный легкий Су-31. Не самолет сам по себе, а его пилот - единственная женщина на авиашоу, чемпион всяческих чемпионатов - Светлана Капанина. Вот чей самолет и в самом деле в буквальном смысле танцевал в небе. Завершился авиасалон опять танцами: вертолеты Ми-8 исполняли в небе настоящий вальс...
А в подарок жителям Жуковского осталась великолепно сделанная от Москвы дорога. Она наверняка доживет до следующего авиасалона - МАКС-2003.
Смотрите также:
- НА ПАРОМЕ "ЭСТОНИЯ" ПОГИБЛО БОЛЕЕ 900 ЧЕЛОВЕК. Перст судьбы или человеческая ошибка? →
- Истребители по сходной цене →
- Приземление в ад →