В какую жилетку плакаться

   
   

ХОРОШАЯ вещь - телефон доверия. Поплакался незнакомому человеку - и полегчало. Та же исповедь, только в удобной форме: не надо никуда ходить. Для одиноких и малообеспеченных людей это бесценное достижение христианской цивилизации. Тут главное знать: а) по какому профилю работает тот или иной телефон доверия; б) какого уровня специалисты на нем сидят. Увы, в столице в этом вопросе творится некоторая неразбериха.

НАЧНЕМ с того, что в справочниках под рубрикой "телефоны доверия" публикуются самые разнообразные номера, принадлежащие поликлиникам и больницам, управлениям ГИБДД Москвы и области, противопожарной службе, пассажирской службе МЖД и пр. Здесь же есть по два-три номера для наркоманов, алкоголиков, жертв сексуального насилия и больных СПИДом. Задача телефона доверия - выслушать абонента, успокоить его и тем самым уберечь от необдуманного шага (давно известно, что анонимные излияния - лучшая форма психотерапии). Смешно представить, что этим занимаются гибэдэдэшники и железнодорожники. Просто большинство так называемых телефонов доверия у нас оказывают справочные или консультативные услуги: вам посоветуют, куда обратиться с вашей проблемой. Для них больше подходит термин "горячая линия", но из-за возникающей путаницы возможны неприятные ситуации. Представьте: человек решил свести счеты с жизнью, залез на подоконник, но захотел напоследок позвонить (типичная ситуация для демонстративного суицида). Попадает на какую-нибудь "горячую линию", а ему говорят: "Вы, пожалуйста, сейчас не прыгайте, а позвоните по такому-то телефону..." Еще один "неудачный" звонок (самоубийца ждет, что его будут отговаривать) или линия окажется занята - и человек впрямь может прыгнуть...

Никто не знает, сколько в Москве телефонов доверия, потому что нет системы, объединяющей их. Нет и надзирающего органа. Открыть свою "горячую линию" может кто угодно: опубликовал номер телефона - принимай звонки. Хорошо, если это делают специалисты (так, телефон доверия 205-05-50 был организован кафедрой суицидологии НИИ психиатрии; телефон "Антикризис" 283-51-60 - Институтом психологии РАН), но ведь под той же вывеской может спрятаться любой психолог-любитель. Или того хуже - тоталитарная секта. А что? Поскольку на телефон доверия звонят люди, явно нуждающиеся в душевной поддержке, для сектантов это отличный ход. На ловца и зверь бежит.

На Западе финансирование телефонов доверия только частное. У нас до такой благотворительности пока не дошли. Сергей Трофимов, руководитель службы 205-05-50, вспоминает, как он ездил в английский городок Лидс "для обмена опытом": "Там телефон доверия содержит какая-то баронесса. Штат 250 человек, работает 11 каналов круглосуточно". В Москве большинство телефонов доверия имеют один-единственный канал. А ведь это может оказаться для него губительным. "Статистика показывает: если телефон работает и человек имеет возможность дозваниваться, поток звонящих увеличивается, - продолжает Трофимов. - Если дозвониться сложно, человек теряет надежду, и служба может в конце концов заглохнуть".

Кстати, телефон доверия для детей и подростков, который работал много лет, заглох года два назад. А его продолжают публиковать в справочниках. Не странно ли?

Смотрите также: