ПРЕМЬЕРА, спектакль, успех для зрителя и авторов спектаклей - это одно. Но театр, как известно, начинается с вешалки, ею и заканчивается. Как сказывается аншлаг и публика, то и дело норовящая снести в театре двери, на работе обслуживающего персонала театра - билетерах, гардеробщиках, буфетчицах? Если об актерах и режиссерах мы знаем практически все, то о жизни простых работников театра - почти ничего. Пора исправить эту несправедливость.
Что дарят фанаты
В ТЕАТР сатиры мы попали в шумный день: Сергей Арцибашев отмечал свое 50-летие премьерой спектакля "Орнифль" по Аную. В фойе безуспешо пытались затеряться в толпе министр культуры г-н Швыдкой, Марк Захаров с дочерью, Геннадий Хазанов, Людмила Максакова, Вера Глаголева, Сергей Шакуров, Маргарита Эскина, Спартак Мишулин. На сцене готовились держать удар любимцы публики Александр Ширвиндт и Михаил Державин с неувядающей Верой Васильевой - беспроигрышное актерское трио, неизменно обеспечивающее аншлаг.
Но прозвенел третий звонок, зрители быстро растворились в пространстве, и мы наконец получили возможность познакомиться с постоянными обитателями фойе. Контроль за особенно буйными зрителями традиционно ложится на плечи билетеров. "Когда играет Гурченко - для нас это настоящий шок", - сказали нам женщины. Больше всего фанатов приходит именно на ее спектакли. Например, на спектакле "Поле битвы после победы принадлежит мародерам" один зритель так расчувствовался, что, не дожидаясь конца представления, выбежал на сцену, чтобы поблагодарить любимую актрису. Ну а Спартак Мишулин, уже не одно десятилетие играющий роль Карлсона в спектакле "Малыш и Карлсон", редко уходит со цены без подарка, причем чаще всего ему дарят варенье и мягкие игрушки.
Как рассказала буфетчица, проработавшая в Театре сатиры более 35 лет, раньше студенты ночами жгли костры около здания театра, ночевали в подземном переходе, только чтобы достать билет. У театра тогда дежурила конная милиция. Особенно сложно было попасть на спектакли с участием Андрея Миронова. Однажды поклонницы даже украли в фойе его портрет и, чтобы вынести его попозже, спрятались за кулисами, там их и нашли слесари, которые проверяли зал. Сейчас же некоторые зрители тоже порой выносят из театра кое-какие сувениры, правда, это чаще всего... посуда из бара, которую в итоге приходится полностью обновлять три раза за сезон.
Романы запрещены инструкцией
РАБОТА билетеров, гардеробщиков и буфетчиков напрямую связана с тем, как играют актеры. И не только потому, что на плохие спектакли не будут ходить зрители, - просто, не имея возможности высказать свое мнение о спектакле его непосредственным участникам, зрители делятся впечатлениями с тем, кто рядом. И не всегда эти отзывы лестные. Но они редко доходят до творческого состава, потому что близкие отношения между простыми работниками и актерами в театре не поощряются. Существуют даже строгие правила насчет романов. В театре все друг друга знают по имени, здороваются, поздравляют с днями рождения. Так, билетерша Лариса Дмитриевна испекла торт на день рождения Михаила Державина, чем порадовала не только именинника, но и своих родственников в Алма-Ате, которые потом разглядывали фотографии своей тети в окружении любимых актеров.
Странные люди здесь работают. Каждый вечер нужно быть в театре, плюс утренние спектакли по выходным. И это при весьма скромной зарплате: билетер получает около 1200 руб. (плюс 5% от продажи программок), а гардеробщик - 250 руб. Правда, театр служащим фойе всячески помогает материально, постоянно бывают премии. Они действительно любят театральный мир и другой работы для себя не хотят. Поэтому все в один голос говорят, что не только не собираются уходить из театра, а наоборот, "хоть полы мыть, хоть что, но только бы здесь остаться". И это при том, что для большинства эта работа уже не первая: среди билетеров есть и бывшие инженеры, и даже бывшая директор дома отдыха.