"Уважаемый Юрий Михайлович!
Ставлю Вас в известность, что Мосгорсуд признал недействительным с момента издания ряд разделов московских городских строительных норм как нарушающих действующие в РФ федеральные Санитарные нормы и правила и Строительные нормы и правила. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ вынесла определение, которое обжалованию не подлежит и вступило в законную силу с момента издания. На основании изложенного прошу Вас в срок, установленный законом, принять и ввести в действие распорядительные документы о приостановлении или полном прекращении работ по проектированию и строительству объектов по градостроительной документации, не прошедшей экспертизу на соответствие федеральным строительным нормам и правилам".
ВОТ такое письмо получил мэр от одного москвича, под окнами которого стал подниматься дом. Обычное для столицы дело, где строится 5 тыс. объектов одновременно. Но кандидат технических наук Иосиф Курзель посчитал, что растущий у него во дворе дом лишит его буквально света белого: при хорошей погоде в окна солнышко будет светить чуть-чуть утром и еще меньше вечером, днем же не будет светить вовсе. Как бы ни убеждали его руководители стройки, что все соответствует нормам, утвержденным правительством Москвы, москвич не верил. И, тщательно изучив эти самые нормы, обнаружил, что городские власти СОКРАТИЛИ ВДВОЕ продолжительность инсоляции (естественного освещения) по сравнению с федеральными строительными нормами. Протесты жителей против строящихся впритык к окнам новых домов вспыхивают постоянно, но все обычно обращали внимание только на удаленность домов друг от друга, тогда как есть много других параметров, незаслуженно выпавших из поля зрения.
Иосиф Курзель сделал и второй шаг - подал в суд, только не на стройку. Стройка - это следствие. Первопричина - постановление и нормы, ее разрешившие. Столичные власти придумали свои собственные правила, по которым сами решали, ГДЕ строить и ЧТО. КАК строить - тоже решали сами, но не должны были. Поскольку санитарные нормы, в отличие от строительных, разрабатываются федеральными органами. Это и доказал Верховный суд. Теперь создан прецедент. Получилось у одного - получится и у других.
Столичные нормы были приняты в 1999 г. Понятно, что все дома, построенные после этого, не снесут. Есть надежда, что новых строить как попало не будут. Но что делать со стройками, которые только начались? Судиться. Долго, нудно и в каждом конкретном случае отдельно. Утешает одно: с определением Верховного суда районные спорить не должны.