ПЫШНЫЙ расцвет столичного ресторанного бизнеса уже и слепому заметен. В первый раз в "заведения общественного питания открытого типа" (столь пространно обозначают чиновники все вместе взятые кофейни, экстра-едальни, бары-пабы и проч.) потекли деньги в начале 90-х. Тогда модно было открывать ночные клубы с дискотеками (не считая "Макдоналдсов"). Потом народ натанцевался, нагулял аппетит, и тут выяснилось: поесть-то по-человечески в Москве негде.
Слабые звенья, в которые превратилось большинство известных дансингов, в итоге повыбывали. И к дефолту в столице появились общепитовские вариации на любой вкус. От "Елок-палок" до "Ностальжи". Оклемавшись от финкризиса, последние два года это разнообразие "ресторанных видов" только плодилось и множилось. В результате сегодня новая волна, поднявшая на своем гребне бизнес, достигла небывалой высоты.
Причем, как утверждают муниципалы, до пика все еще далеко. В прошлом году в историческом центре открылось 59 новых заведений ресторанной индустрии. И число желающих вложить деньги в "общепит" не убывает. Хотя в окрестностях, прилегающих к Садовому кольцу, существует уже около 2 тыс. "едален". Казалось бы, куда еще? На самом деле это никакой не предел. Во всяком случае по числу рестораций Москва до сих пор не догнала ни Нью-Йорк, ни Лондон, ни, само собой, Париж, где их больше в 8-10 раз.
Дефекты "новой волны"
ПО СЛОВАМ исполнительного директора консалтинговой компании "Асессор" Андрея Петракова: "Сейчас на московский рынок ресторанного бизнеса пришли новые инвесторы. Часть из них - это региональщики, иначе говоря, нестоличные бизнесмены. Вторая группа - это люди, которые заработали деньги в каких-то других областях, и теперь у них появились свободные средства, которые куда-то надо вкладывать. Новые инвесторы, в отличие от старых, покупают рестораны не для того, чтобы извлекать прибыль. Это для них вопрос моды и престижа. Обычно они приходят и говорят: "Хочу кафе!" или "Хочу ресторан!" И очень редко способны ответить даже на такой простой вопрос: какого профиля заведение их интересует - с восточной кухней или европейской, семейный ресторан или клуб для деловых людей? А ведь вариантов много".
Иначе говоря, сам по себе ресторанный бизнес (качество питания, борьба за клиентов и проч.) новых инвесторов если и волнует, то в последнюю очередь. Это прагматики, ищущие для хранения своих яиц новые корзины - и максимально безопасные. Они предпочитают не арендовать заведение, а покупать его, и желательно в готовом виде, раскрученное, площадью 250-400 м2. Еще одно непременное требование - близость к Садовому кольцу. А вот что касается спроса на конкретные заведения - новый покупатель сметает все подряд. По наблюдениям все того же г-на Петракова, новые инвесторы демонстрируют равномерный интерес и к элитному сегменту рынка (стоимостью 250-500 тыс. долл.), и к предприятиям быстрого питания, таким, например, какие размещены в нижнем этаже "Охотного Ряда" (80-150 тыс. долл.).
Деньги никому не мешают
С ОДНОЙ стороны, приход на московский ресторанный рынок людей, которые, по большому счету, не ставят задачи его развивать, приветствовать не стоит. Никто не гарантирует, что завтра они в таком же массовом порядке не начнут извлекать свои капиталы назад. Не приходится надеяться и на то, что их рестораны будут дешевле и качественнее, при том что в Москве, по оценкам экспертов, остро не хватает именно хороших, концептуальных заведений, таковых от силы штук 30-40 наберется. Кроме того, поколение новых рестораторов своим подчеркнутым нежеланием "шагу ступить из центра" подпитывает миф о спальных районах столицы, как о местах, "дохлых" для ресторанного бизнеса. На самом деле, как полагают специалисты, в новых районах города очень неплохо могут пойти небольшие семейные кафе, при условии, что это будет сеть со своим фирменным брэндом. Вообще предприятия быстрого питания - самые успешные в ресторанном бизнесе столицы. Но не все подряд, а именно СЕТЕВЫЕ.
Впрочем, все вышеизложенные недостатки анатомии новых инвесторов могут обернуться и плюсом для Москвы. Ведь ничего не понимая в ресторанном бизнесе, они будут вынуждены приглашать управлять своими ресторанами профессионалов. А таковых в Москве уже хватает - и поваров, и барменов, и администраторов, и сомелье, и топ-менеджеров. Иначе говоря, никакому бизнесу пока не мешали финансовые вливания инвесторов. Даже если это инвесторы нашего разлива - гоняющиеся не за прибылью, а за престижем.
Смотрите также:
- Может ли государственный ресторан стать конкурентом кооперативному? Расчет, обсчет и... хозрасчет →
- Россия. Москва. Гостей удивляет, что мы не знаем английский →
- Каким будет туризм в следующем веке? →