За чей счет Москва жирует?

   
   

Москвичей среди россиян - всего 6%.

Последние 6 лет страна получает с Белокаменной более четверти своих доходов.

Федералы урезали доходы столицы на 45 млрд. руб. Завершение 3-го транспортного кольца оказалось под вопросом. Многие городские программы попадут под сокращение. И нет гарантий, что в их числе не окажется помощь малоимущим.

Даже пенсионеры купаются в роскоши

С ТОЧКИ зрения страны, Москва - это город толстосумов. Так оно и есть... По данным Российской академии естественных наук, более 50% россиян живут на 1 долл. в день и страшно завидуют тем 7% граждан, которые могут тратить на себя от 3 долл. Как свидетельствует статистика, столичные доходы на душу населения выше державных в 3-3,5 раза. Вот по замкадовским меркам и выходит, что даже пенсионеры в пределах МКАД "утопают в роскоши". Ведь им, получающим доплату к пенсии из столичного бюджета и, как правило, подрабатывающим, - по карману расходовать до 100 руб. в сутки! На языке наших экономистов подобная разница в доходах называется "аномальной диспропорцией". Казалось бы, единственный способ борьбы с "аномальщиной" - повышение российского уровня жизни до московского, что, к слову, по западным меркам означает подъем из нищеты к бедности. Такая "жирующая", в глазах родной державы, Москва на самом-то деле едва-едва достигла европейского уровня доходов и потребления... 20-летней давности.

Но все происходит с точностью до наоборот - столицу опускают. Если раньше федеральный центр оставлял Москве 50% налогов, собранных на ее территории, то теперь доля города урезана до 38%. В два раза сокращен территориальный дорожный фонд. И это только начало "экспроприаций". С 2004 г. у Первопрестольной отберут налог с продаж, который приносит в городскую казну 20 млрд. руб. Обсуждается отмена налога на продажу валюты, а это ежегодные 300 млн. руб. (и такова, например, стоимость содержания Мосгордумы). По словам мэра Юрия Лужкова, потери Москвы от всех вместе взятых налоговых новшеств превысят 45 млрд. руб. Столичные власти составили "жалобу" на имя президента Путина с призывом вернуть городу налоги и средства дорожного фонда. Ответа пока нет.

Сколько стоит быть столицей

НА САМОМ деле не одна Москва страдает от изменений в распределении налогов между центром и регионами. В той или иной степени "ограблены" все территории - доноры госбюджета. Но плюс к тому Белокаменной вот уже 3 года не выплачиваются субвенции на выполнение столичных функций. Во всем мире принято выделять деньги из госказны на содержание столицы. Например, Берлин ежегодно получает на это около 200 млн. немецких марок. А Москве в последний раз в 1998 г. федералы заплатили лишь 140 млн. руб., еще около 400 млн. руб. выдали в виде 49% акций косметического объединения "Свобода" и 60% акций "Химавтоматики". Но в тот год город на "столицу" вынужден был истратить из собственного кармана 14,6 млрд. руб. Как говорится, почувствуйте разницу... Строго говоря, "столица" - это не вся Москва, а только около 2% ее земель, или 1900 га, на которых расположены министерства и ведомства, дипломатические представительства, органы безопасности и т. п. Коммунальные расходы для федеральных структур рассчитываются по льготным ставкам. А оплачивает им эти льготы московская казна. К тому же город вынужден выкладывать миллиарды на содержание госчиновников (см. справку). Иначе говоря, когда заходит речь о субвенциях на выполнение столичных функций - это не значит, что Москва пытается выжать из госказны побольше денег на какие-то там роскошества: на "мерседесы" для мэрии или на золочение фасадов в районе ул. Тверской. Субвенции - это всего-навсего компенсация городу расходов, которые должен осуществлять центр. Но вечные дебаты вокруг "столичного статуса" - в Госдуме, в Правительстве РФ почему-то обычно проходят в духе рассуждений: зачем Москве что-то компенсировать, мол, город от своего столичного реноме проигрывает меньше, чем выигрывает. Спору нет, на большой бизнес близость правительственных кабинетов оказывает благотворное влияние... Но что касается обыкновенных москвичей - им от этой близости достаются километровые пробки, возникающие из-за спецпроездов высокого начальства, да еще неухоженные дворы, на ремонт которых не хватает как раз тех средств, которые городская казна тратит на содержание федералов.

Трясти - так всех!

ПОНЯТНО: надеяться на то, что федералы вдруг усовестятся и вернут городу отобранные деньги, особо не приходится. Скорее придумают, в чем еще можно урезать Москву... Похоже, канул в Лету московский "золотой век", когда перед муниципалами не возникал вопрос, как сэкономить. Бюджет Москвы на 2002 г. изначально принят с дефицитом в 9,9 млрд. руб. Уже сейчас непонятно, где брать деньги на завершение третьего транспортного кольца, на строительство жилья, на обслуживание внешнего долга Москвы. Для того чтобы пополнить серьезно похудевшую казну, отцы города уже повысили арендные ставки на нежилые помещения. На очереди - новые расчеты платы за землю, дополнительные штрафы и экологические сборы. Экономия коснется и самой затратной статьи столичного бюджета - жилищно-коммунального хозяйства. В этом году город наметил вложить в его развитие 56 млрд. руб. А теперь муниципалы строят планы по сокращению расходов на треть с помощью реформы ЖКХ. Тем москвичам, которые до сих пор умудрялись не вносить налог на имущество, теперь придется раскошелиться (из 700 тыс. налогоплательщиков пока этот налог платили лишь 170 тыс.). Столица намерена вытрясти деньги из всех своих должников. Из промышленных предприятий, из коммерческих структур, из горожан.

Единственное, что отцы города пока даже не обсуждают, - сокращения социальных программ. Со своей стороны депутаты Мосгордумы обещают, что "сделают все возможное, чтобы этого не допустить". Но есть сомнение, что Москва располагает "всеми возможностями", чтобы сделать невозможное. Ей не по силам экспортировать свой уровень доходов за пределы МКАД. Зато федералам вполне по зубам сделать так, чтобы простые москвичи жили на 1 долл. в день. И не высовывались...

Наша справка: Численность работников федеральных ведомств в Москве - 1 685 000 чел. Город ежегодно тратит на них и членов их семей (социальные выплаты, медстрахование и проч.) более 3,5 млрд. руб. Дополнительно к этой сумме оплачиваются: льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральным служащим - 167,3 млн. руб. и льготы по предоставлению бесплатного проезда на городском транспорте - 229 млн. руб. Получается, что за вычетом поступающего в бюджет Москвы налога на доходы физических лиц столичная казна каждый год теряет около 3 млрд. руб.

Комментарии специалистов

Александр КОВАЛЕВСКИЙ, ведущий эксперт Института экономики города:

- ЕСЛИ Москва в результате перераспределения межбюджетных отношений перестанет подкармливать федеральные ведомства, это остается только приветствовать. Не надо "приручать" федеральные органы, иначе они перестают радеть о деле и начинают думать, как угодить тому, кто их "кормит". Но что касается политики централизации финансовых средств, на мой взгляд, она лишает регионы-доноры стимула к развитию и формирует иждивенческие настроения, когда для региона становится не столь важно зарабатывать деньги, сколько уметь их выпрашивать в правительственных кабинетах. В этом искусстве Москва не сильна и будет проигрывать заведомо убыточным территориям-просителям. Кто из госчиновников поверит, что у столицы нет возможностей самостоятельно решать свои проблемы? Изменения в распределении налогов продиктованы тем, что Правительство РФ не может провести через Госдуму сокращение объема социальных гарантий. На их исполнение у государства катастрофически не хватает средств. Но очень плохо, если регионы из-за того, что центр отбирает у них доходы, начнут сокращать свои собственные социальные программы. Дело в том, что такого рода помощь тем успешнее, чем ближе она к местам. Адресную поддержку малоимущих из центра осуществлять вообще нереально. Ее могут организовать только местные власти. И последнее, о чем мне хотелось бы сказать, - о субвенциях на выполнение столичных функций. Безусловно, как столица Москва несет затраты, они поддаются подсчету и должны компенсироваться. Что касается прибыли, которую город извлекает из своего статуса, - она существует. Можно лишь косвенно оценить ее размеры. Но учитывать необходимо.

Александр ТАРНАВСКИЙ, депутат Мосгордумы:

- ЗАБРАВ у регионов значительную часть налоговых поступлений, федеральный центр, по сути, предложил нам взамен социальные выплаты, которые раньше финансировались из региональных бюджетов. Это плюс для регионов, которые эти выплаты не осуществляли, потому что не располагали средствами. И большой минус для Москвы. Ведь она из своего бюджета дотировала не только выплаты, предусмотренные законодательством, но и реализовывала собственные социальные программы. То же самое с дорогами. Именно за счет средств территориального дорожного фонда столица смогла заново отстроить Кольцевую дорогу, начать возведение третьего транспортного кольца, реконструировать и проложить сотни километров магистралей. Теперь же федеральный центр будет решать, выделять или нет Москве деньги на дороги. Нельзя сказать, что у нас нет резервов для восполнения потерь. Прежде всего придется увеличить поступления от использования муниципального имущества. До последнего времени столица из своих средств оказывала помощь федеральным ведомствам - ГУВД, ГИБДД, Управлению по налогам и сборам. Теперь нам придется отказаться от этих дотаций. Не хотелось бы, чтобы это было воспринято так, что вот Москву обидели и она мстит. Мы просто должны компенсировать потери городского бюджета.

Смотрите также: