"Табакерка" пугает нас СПИДом

   
   

ИЗ ЧЕГО делается в театре успех? В "Табакерке", как видим, из чего угодно, причем чаще всего успех качественный, а не мнимый. Возьмем последнюю премьеру (а они здесь сыплются на публику как из рога изобилия). Никому у нас не известная финский режиссер Р.-С. Рантала (это всего вторая ее постановка у нас). Никому не известные два автора-драматурга тоже из Финляндии (правда, у себя и в Европе они весьма "в ходу", и пьеса эта поставлена во многих странах) - Бенгт Альфорс и Юхан Баргум. Неизвестная пьеса "А в Конго есть тигры?" Два актера - очень талантливый, но, к сожалению, мало "раскрученный" Андрей Смоляков и дебютант Алексей Гришин. Полутемная сцена. Пара стульев. Ненавязчивая режиссура. И полтора часа абсолютного внимания и живейшей реакции переполненного зала, а после - овации. В чем же тут секрет? Уж, ясное дело, не в том, что речь в пьесе идет о СПИДе - тему эту модной, конъюнктурной и увлекательно-развлекательной назвать язык не повернется.

Собственно, это пьеса в пьесе: на наших глазах два приятеля-соавтора, благопристойные и благополучные, получившие заказ и аванс, должны сочинить пьесу о СПИДе. Причем... смешную: нынче трагедии не в моде, публику следует исключительно веселить и развлекать. Что они и пытаются делать, пока один из них не начинает потихоньку и резвясь "примерять" историю о том, что некто заболел СПИДом... на своего соавтора. А почему бы нет? Все, как говорится, грешны, и никто ни от чего не застрахован. Связи внебрачные имеешь (кстати, и жена, возможно, тоже)? Безопасный секс? Оставим его рекламе. Вот вам и сюжетец. Тут есть о чем задуматься. Каждому.

И дело не в страшной статистике, о которой нам напоминают, так, вскользь, со сцены. И не в том, насколько неожиданно реально и правдоподобно ощущаемым оказывается развивающийся на наших глазах сюжет, бойко сочиняемый одним приятелем про другого, а может, и про себя самого... И дело даже не в СПИДе. В конце концов это может быть и рак, и любое смертельное заболевание, "все, что гибелью грозит". СПИД - это лишь образ трагедии, беды, смерти, краха, катастрофы. Всего того, от чего так хочется отмахнуться. Или, если уж говорить, то натянуто-легкомысленно и чуть цинично, как бы шутя. Либо о чем не хочется думать вообще. Беды нет. Она где-то там, далеко, с кем-то. Пока не случится с тобой, вот в чем все дело. "Show must go on" - звучит в финале мощный трагический голос Фредди Меркьюри. И мы, поаплодировав, расходимся по домам, к семьям и прочим радостям жизни.

...И тигров, кстати, в Конго, оказывается, нету. Так что все о'кей.

Смотрите также: