24, 27, 30 апреля и 1 мая в Большом театре балет "Легенда о любви" в постановке Юрия Григоровича. Если быть точнее, то это не премьера, а возвращение старой постановки 1965 г. в обновленной редакции, над которой работал сам мэтр в содружестве со своей вечной музой Наталией Бессмертновой. В целом все осталось по-прежнему, изменены лишь некоторые детали мизансцен и движений, более выразительным и трагичным стало решение финальной сцены.
МОЖНО по-разному относиться к Григоровичу, переставшему сочинять новое, можно выгонять его из Большого, можно даже говорить, что время его балетов прошло, но от этого он не перестанет быть Григоровичем. Даже идейные противники прекрасно понимают, что Григорович - последний великий хореограф в Отечестве и что на смену ему пока не наблюдается никакой мало-мальски адекватной фигуры. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Большой вновь и вновь обращается к старому наследию Григоровича, каким бы анахроничным оно кому-то ни казалось. Старый друг лучше новых двух.
Явление "Легенды" в Кировском театре в 1961-м стало революцией в русском танце - на смену топорному и заземленному драмбалету пришел танцевальный, симфонический, философский балетный спектакль с совершенно неповторимой пластикой и сценографией. Григорович (с помощью своего верного соратника художника Симона Вирсаладзе) изобрел новый фирменный стиль, задал балету новое направление. Музыка балета, по-восточному пряная и по-современному терпкая, принадлежит перу азербайджанского советского классика Арифа Меликова, либретто создано по романтической пьесе турецкого писателя-коммуниста Назыма Хикмета. Классовая принадлежность авторов к советскому строю (Хикмет на долгое время обрел убежище в СССР) совершенно никак не сказалась на эстетике балета - там нет никакой идеологии и все развивается по законам прекрасного. Царица Мехменэ Бану отдает колдуну свою красоту, чтобы спасти младшую сестру Ширин от неизлечимой болезни. Обе они влюбляются в придворного художника Ферхада, но ставшая безобразной царица обречена на неразделенную страсть. Попытка Ферхада и Ширин убежать из дворца терпит неудачу. Мехменэ Бану ставит жестокое условие: она отдаст сестру Ферхаду, если тот прорубит в горе путь иссякшему источнику. Финал балета открыт и глубок, как восточная мудрость: царица отменяет свой приказ и готова соединить влюбленных, но Ферхад продолжает работу, он не в силах предать свой народ, который ждет воды. Лирические дуэты юности чередуются с обжигающим страданием экспрессивных монологов Мехменэ Бану - восточный "любовный треугольник" разворачивается на фоне впечатляющих массовых сцен, игр шутов, танцев рабынь и драгоценностей и, конечно, военизированных дворцовых процессий.
На далекой уже премьере в Большом танцевало конгениальное замыслу Григоровича трио: Плисецкая, Бессмертнова, Лиепа. Сегодня танцуют Грачева, Антоничева и Цискаридзе. Оркестром дирижирует Павел Сорокин. Естественно, григоровичская "Легенда" несет на себе отпечаток времени, в которое была создана, - что-то кажется преувеличенно наивным, что-то действительно устарело. Но осталась красота. Осталась великая сила любви. Попробуйте создать лучше. Если сможете.
Смотрите также:
- Галина Уланова: одиночество белого лебедя →
- Глинка Михаил Иванович (1804-1857) →
- Шуман Роберт (1810-1856) →