ЛЕТОМ я радуюсь, что живу возле станции метро "Молодежная". Потому что большую часть пути до работы еду хоть и в вагоне, но не под землей. Если сесть на правильной теневой стороне в конце вагона, можно с легким ветерком доехать до кольцевой. А вот здесь начинается настоящая парилка. Люди жадно хватают ртом горячий воздух, обливаются потом и каждого входящего пассажира воспринимают как личного врага.
ДВУХЧАСОВАЯ экскурсия по столичной подземке с термометром в руках показала: мы и впрямь слишком терпеливая нация. На кольцевых "Проспект Мира", "Киевская", "Парк культуры" температура не опускается ниже 35 градусов! Все станции внутри кольца сродни джунглям, а влажность можно измерять по мокрой одежде пассажиров. Радиальные линии не отстают, временное облегчение наступает, только если поезд выезжает на открытый участок. Правда, здесь начинает беспощадно жарить солнце. Поездка в метрополитене в эту жару превратилась для горожан в пытку. Но почему в транспорте ХХI века так душно и жарко?
Если задать этот каверзный вопрос чиновникам, они ответят, что московское метро рассчитано на 6,5 млн. пассажиров, а у нас каждый день больше 9 млн. ездит. Кроме того, финансов не хватает, в год надо модернизировать 20 вентиляционных шахт, а деньги есть только на 10. Про кондиционеры можно и не заикаться. В многочисленных интервью начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев часто говорит, что кондиционирование - палка о двух концах, ведь отработанный горячий воздух под землей и останется. А для правильной системы кондиционирования с выводом воздуха на поверхность требуется в два раза больше шахт, чем работает сейчас. Но простому москвичу ясно одно - проезд в подземке дорожает, торговых точек в метро - не протолкнешься, рекламы нет только что на ступенях эскалатора. Да и 2,5 млн. "лишних" пассажиров тоже платят! Куда идут эти деньги? Почему наше метро выглядит в техническом плане, как и в момент его создания, при том что в других европейских столицах в вагонах метро давно уже стоят кондиционеры. На Люблинской линии у нас появились новые составы "Яуза", но и в них нет кондиционеров, только принудительная вентиляция.
А что творится на станциях, переходах, эскалаторах? В час пик можно бухнуться без сознания на переходах "Комсомольской" или "Охотный Ряд" - "Театральная". В поезде хотя бы есть иллюзия движения воздуха, а возле эскалаторов чувствуешь себя как рыба на берегу. И еще, вы никогда не задумывались, откуда приходит воздух в подземку? Воздухозаборники стоят вдоль столичных магистралей, шоссе, улиц. Поэтому под землей мы дышим выхлопными газами миллионов машин, пылью и прочей гадостью. Но все наши всхлипы вряд ли кого-то волнуют.