ПАФОСНО открытый на днях Московский международный салон "ЦДХ-2003. Новое поколение" был позиционирован как выставка молодых художников и искусствоведов разных стран мира. На поверку вышло, что мир у нас состоит в основном из стран бывшего СНГ и нескольких городов: Москвы, Киева, Санкт-Петербурга. Что касается молодости художников, то знаменитый лозунг "Не верь тем, кому за 30" совершенно не работает. Пушкинский "глубокий старик 35 лет" считается у нас молодым художником.
ОФИЦИАЛЬНО было объявлено, что "салон призван формировать культурную среду для молодых мастеров, раздвигать горизонты и стимулировать творческий процесс". Вполне возможно. Но культурная среда формируется сама по себе, а как следует простимулировать творческий процесс такими акциями нельзя. Правда, три года назад Московский союз художников возобновил ежегодные выставки молодых мастеров, но без адекватной поддержки со стороны городской администрации эта традиция едва ли будет эффективной. Во всяком случае, молодые художники после таких выставок пока не получают городских заказов, как это практиковалось раньше. Так что молодежь вынуждена подрабатывать случайной халтурой и продавать свои работы с рук на уличных вернисажах.
Молодежь, стареющая молодежь и совсем уже старая молодежь... Практически полное отсутствие на выставке явных иностранцев. Неявных, впрочем, тоже немного. "А что вы хотите? - разводит руками председатель Союза художников России Валентин Сидоров. - У нас постоянные проблемы с таможней. Особенно наши таможенники почему-то не любят грузинскую живопись. Иногда вообще не пускают, а то, бывает, облагают 30%-ной пошлиной, как будто это не картины, а табак или алкоголь!"
Впрочем, при известной настойчивости можно найти на этом форуме и реально международные проекты, скажем "1-й Арт-интернационал". Помимо работ автора проекта, действительно молодого, двадцатидвухлетнего московского художника Никиты Кулинича, там представлены работы молодых мастеров из Италии, Финляндии, Кореи, Греции. "Основная концепция проекта - "Запад - Восток, встреча в России", - объясняет Никита. - Но концепция концепцией, а до настоящей встречи пока далековато. Даже то, что получилось, далось с большим трудом. Дело вовсе не в таможенных препонах - они примерно одинаковые что у нас, что в Европе, да и таможенное законодательство художнику надо бы знать... Дело в том, что иностранные художники боятся отправлять свои работы в Москву. Им кажется, что московиты в своем "криминальном городе" их обязательно обманут, не вернут работы, испортят... Те, кто не испугался, знают Россию и Москву получше прочих - они продолжают свое обучение в наших вузах, так что можно говорить о влиянии русской школы реализма на раскрытие национальных особенностей стиля разных художников".
Подобных Московских международных салонов пока было пять, этот - шестой. Возможно, к десятому - пятнадцатому салону, если все сложится нормально, иностранцы перестанут бояться, выставка откроется еще более широко и пафосно, а молодые художники... состарятся окончательно.
Смотрите также:
- Личные письма поклонникам Ильи Глазунова →
- Колбаса за 2 руб. 20 коп. - это наше все →
- Что будет помнить вся Россия? →