Новый герой русского кино - женщина!

   
   

СЕГОДНЯ в широкий прокат вышло новое русское кино - "Займемся любовью" Дениса Евстигнеева, "Любовник" Валерия Тодоровского, "Звезда" Николая Лебедева, "В движении" Филиппа Янковского, "Нежный возраст" Сергея Соловьева, "Кукушка" Александра Рогожкина и прочее, прочее, что позволяет говорить: к нам пришел новый герой - думающий, любящий, страдающий, ранимый.

- В КИНО 70 - 80-х годов все проблемы обычно "решались глазами". И до такой степени мы дорешались, что тошно стало, - говорит режиссер Денис Евстигнеев. - И вот тогда глаза пропали, вместо них появились мускулы, а в руках - автомат или пистолет. В современном кино герой - это герой действия, а не герой размышления. Он стал более эгоистичен - он борется за свою жизнь, за свои деньги, за свою любовь и счастье. Я не говорю, хорошо это или плохо, - я лишь констатирую факт.

Громадное количество фильмов, где стреляют, убивают и умирают, объясняется еще и слабостью наших сценаристов. Когда человек умирает - это уже драма. Более глубокой драмы, чем смерть, на свете не существует. И в сценариях, где все крутится вокруг убийств, и придумывать-то ничего не надо: посмотрел несколько фильмов, прочел пару книжек плохих и написал что-то свое, использовав минимум фантазии. А сочинить историю, чтобы в ней никто не умирал и при этом была сильная драматургия, заставляющая зрителя, не отрываясь, следить за происходящим на экране, - занятие сложное, долгое и неблагодарное.

Профессор Вида Джонсон преподает русскую культуру в Бостонском университете и внимательно следит за всем, что происходит у нас, в том числе и в российском кинематографе:

- Два года назад, смотря на кинофестивалях русские фильмы, я думала, что сойду с ума, - поход в кинотеатр становился этаким актом садомазохизма. И во многом такое обилие крови отпугнуло зрителя от кинотеатров. Сейчас ваше кино можно смотреть, не отводя глаза от экрана.

Мне кажется, что оружия на экране стало гораздо меньше и держат его герои порой совсем не для того, чтобы стрелять. Пример - фильм Александра Рогожкина "Кукушка". Вот вам новый герой - молодой интеллигентный парень, он, как мы говорим в Америке, "читал всего Толстоевского", то есть хорошо знает и любит русскую классическую литературу. Он сильный: может и баньку сделать, и бревен натаскать, и женщину всю ночь ублажать. И он, даже попав на войну, будучи солдатом-"смертником", не хочет воевать! Он таскает винтовку, но никогда из нее не выстрелит. У этого парня есть только одно отрицательное качество (смеется): он не русский, он - финн.

Одна характерная деталь - так рано ушедший Сережа Бодров, считавшийся совсем недавно олицетворением героя нового времени, в "Войне" у Балабанова играет капитана Российской армии - парня, которому за 30. На смену ему пришли другие, совсем молодые ребята с чистыми, неиспорченными лицами, родившиеся уже после перестройки и живущие в другой стране, - Ваня Чадов в той же "Войне", Игорь Петренко и все "семеро смелых" в "Звезде". В "Звезде" режиссер Николай Лебедев сделал попытку вернуть старые ценности. Почему сейчас режиссеры, в том числе и в Голливуде, так активно стали возвращаться к времени Великой Отечественной войны, снимая фильмы о "greate generation" (о выдающемся поколении. - Прим. ред.), - вспомните "Спасая рядового Райана", "Враг у ворот"? Потому что в то время было легко понять, кто хороший, а кто плохой, там были ценности, ныне утраченные. И, возможно, то время даст героев времени сегодняшнему.

Но, пожалуй, самую неожиданную точку зрения на нового героя высказал киновед Михаил Брашинский:

- Новый герой еще не появился, но к его появлению все готово, потому что старый герой - "брат" Данила Багров (который довольно долго занимал эту нишу) - уже не отвечает требованиям времени. Об этом рассказывает фильм "Апрель", где герой не хочет быть "братом" - быть тем, кто нажимает на курок и таким образом решает проблемы. Старые пути решения конфликта больше не работают. Теперь наш кинематограф должен сделать следующий шаг - увести героя из мира криминальных и полукриминальных историй, которые были актуальны в 90-х и абсолютно неактуальны сейчас.

И потом, почему мы говорим только о мужчине? С чего мы взяли, что новый герой будет мужского пола? В ХХ веке мы узнали про мужчину слишком много, и отсутствие сегодня интересных героев - следствие этого избытка знаний. Мужчина как герой исчерпал себя, и обсуждать, анализировать его поступки больше неинтересно. Мне кажется, что будущее принадлежит героине-женщине, для которой вопрос, "стрелять или не стрелять", вообще не стоит. В мировом кино женская тема практически не исследовалась, именно поэтому появились "Танцующая в темноте" Ларса фон Триера и "Пианистка", разрушающие тезис "Женщина интересна только как объект наслаждения". Женщина как личность богаче и интереснее мужчины, в ней гораздо больше "героического", потому что героизм - это не только умение драться и стрелять. И некоторые художники ХХ века понимали это, поэтому лучшие фильмы Феллини, Бергмана сняты именно о женщинах. И ХХI век будет веком фильмов о женщине.

Смотрите также: