На смену триллерам идет кино "под документ"

   
   

ОДНИМ из первых завоеваний перестройки в кино стало снятие с "полки" около сотни запрещенных некогда документальных картин. Тогда составили для проката программу "Неизвестное кино". И объединяло все те фильмы только одно - во всех была правда, правда жизни и человеческой судьбы. Сегодня неигровое кино можно увидеть лишь по телевидению - без анонсов, без рекламы. Неудивительно потому мнение, что неигрового кино нет вообще.

Настоящая Россия

А ВЕДЬ наши фильмы - постоянные гости (и лауреаты) международных фестивалей. Лауреат отечественной премии "Триумф" Виктор Косаковский, отмеченный восемь лет назад за своих "Беловых" на фестивале в Амстердаме, вновь показал там же недавно новую картину "Тише". Сделал ее, заложив, как говорят, свою питерскую квартиру (да, таково у нас положение документалистов). Целый год он снимал из окна то, что происходило на улице. В итоге из этого "броуновского движения", отдельных сценок, персонажей виртуозно смонтирован печальный, смешной, глубокий фильм-образ не города - страны.

Сегодняшняя документалистика вообще тяготеет к обобщениям. Показывают вроде бы "отдельно взятую" деревню или человека, но так емко, что в итоге ясно - это не про конкретное село или "Двух мальчиков, которые не пьют" (название фильма Тофика Шахвердиева) - про нашу страну, про нас с вами. Да и самих этих мальчишек-братьев, живущих самостоятельно и обстоятельно (по отцу - сироты, мать их бросила), мы почти не увидим. Зато увидим их деревню в Ивановской области, Дом культуры - единственное место развлечений, типичный обветшавший сарай. Зарплата у заведующей, улыбчивой женщины, - 1440 руб., а она с энтузиазмом говорит о каких-то детских кружках, о дискотеках для старших. Бывший певец, заслуженный деятель искусств, еще держащийся на ногах с утра: "Нальешь - спою!" "У нас много пьяных, да все пьяные ходят" - отдельная тема фильма. Никто не хочет оставаться в этом селе, где скотнику за день работы платят четыре рубля, где в школе учителя не расстаются с бутылкой даже на уроке. Но тем и хорош этот фильм, что не нагнетает безнадеги. Чего стоят слова мальчишки-подростка: "Россия? Это когда уедешь далеко-далеко, но хочется вернуться".

Настоящие герои

НЕИГРОВОЕ кино в противовес игровому, зациклившемуся на одних и тех же темах и персонажах, существенно расширяет зрительское сознание, и географию, и представление о человеке. Прав был классик: жизнь куда мудрее и сложнее, но в чем-то и проще, чем любые художественные придумки. Документалистика сегодня напряженно вслушивается в жизнь, впитывает ее реалии, и в этом ее колоссальное преимущество. Говорят, нет героев? Да вот же они: легендарный герой России Тимур Апакидзе из фильма Натальи Гугуевой "Форсаж", безвестная крестьянка-весовщица ("Жизнь как она есть" Марины Разбежкиной), мать троих детей замужняя Лена, полюбившая зэка и в конце концов вышедшая за него замуж ("Страданья" Ирины Васильевой и Александра Радова). Даже умственно отсталый деревенский мальчик ("Место" Аркадия Когана), который искренне верит, что "на небе живет Бог". А ребята-пограничники на острове Ратманова в Беринговом проливе ("Остров" Алексея Вахрушева)? Да, собственно, едва ли не каждый персонаж, даже просто мелькнувший на экране, а уж тем более что-то говорящий, так и просится в "герои нашего времени". А еще - Виктор Астафьев, Георгий Жженов, ученый Тимофеев-Ресовский, Тенгиз Абуладзе из фильмов-портретов Михаила Литвякова, Сергея Мирошниченко, Наны Джанелидзе, Елены Саканян (недавно ушедшей).

Один из самых известных документалистов Сергей Мирошниченко считает, что "игровое кино в мире сейчас все больше движется в сторону мультипликации - компьютерная графика, актеры-фантомы вместо живых, электронные слезы вместо человеческих, на первом плане сверхтехнологии. Между тем будущее - либо за кино, сделанным "под документ", либо за документальным кино с реальными людьми и непридуманной жизнью".

Смотрите также: