А был ли Хусейн?

   
   

ОТНОШЕНИЯ между Америкой и Россией в последнее время охладели, и нынешний визит Буша в Санкт-Петербург призван исправить то, что нарушила война в Ираке. О том, как смотрят на эту проблему в США, "АиФ" рассказал специалист по российско-американским отношениям, директор Школы государственного управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета Грэм АЛЛИСОН.

- Г-Н АЛЛИСОН, в свое время вы были советником по международным вопросам у Альберта Гора, соперника Джорджа Буша на президентских выборах. Как вы оцениваете внешнюю политику нынешнего президента США?

- Подход, который избрала администрация президента: "Кто не с нами, тот против нас", - привел к тому, что США действуют подчас не очень эффективно. Особенно это касается Ирака. Администрация пыталась представить войну с Ираком как необходимое логическое продолжение войны с терроризмом, но это выглядело неубедительно для очень многих. То же касается и Северной Кореи. Я уверен, что администрация президента непродуктивно подошла к этой проблеме, тем самым увеличив риск получить к концу года еще одну ядерную державу.

- Значит ли это, что Северная Корея станет следующей целью США?

- У США есть все возможности уничтожить северокорейскую военную промышленность. Однако велик риск, что это развяжет вторую корейскую войну, в результате которой с лица земли будет стерт такой город, как Сеул, погибнет несколько сотен тысяч людей, включая 40-50 тыс. американцев. И все же нужно лишить Северную Корею возможности стать ядерной державой, экспортирующей оружие массового уничтожения. Для этого необходимо прибегнуть к помощи международной дипломатии. США, Китай и Россия могут и должны играть в этом процессе важную роль. Однако пока американской администрации не удалось создать такую коалицию.

- Существует мнение, что войну в Ираке Америка затеяла для того, чтобы поддержать свою экономику, и главная ваша цель - нефть, а вовсе не Хусейн. Ведь дела у вас якобы идут неважно - за последний год разорилось более миллиона американцев.

- Ирак уже стоил нам 50 млрд. долл., а его восстановление обойдется налогоплательщикам в 10-20 млрд. долл. в год. Это все убытки, а не доходы. Проблема в том, что американская администрация не смогла должным образом объяснить причины этой войны, поэтому и появилась версия о том, что США преследуют какие-то скрытые цели, например, установление контроля за нефтью.

- Вы верите в то, что в Ираке было оружие массового уничтожения?

- Да. Правда, я не располагаю какой-то конкретной информацией, а основываюсь на том, что говорят наши и британские спецслужбы. Но открытым остается вопрос: где же это оружие и где сам Саддам Хусейн и его окружение? С Ираком и войной связано множество загадок. Буквально несколько дней назад я говорил об этом с Евгением Примаковым. Пока у нас больше вопросов, чем ответов. Если Саддам следил за ситуацией в мире, знал об атаке бен Ладена на Нью-Йорк, он должен был бы готовиться к войне и сделал бы массу вещей, которых почему-то не сделал: например, уничтожил бы мосты и использовал химическое оружие. Этого не произошло. Так, может быть, Саддам и не существовал? Я совершенно не представляю, где он может сейчас находиться. Может быть, в Лос-Анджелесе?

- Как вы оцениваете позицию России в отношении войны в Ираке?

- Президент Путин ошибся, не покинув франко-германскую коалицию, когда осознал, что Буш все же атакует Ирак. Он мог бы не поддерживать войну, но при этом мог бы и не мешать. Обычно он очень расчетлив, но тут, видимо, решил, что отношения России и США настолько нединамичны, что ваша страна ничего от этого не потеряет. И в этом проблема российско-американских отношений. Сейчас, когда они начали восстанавливаться, необходимо сделать их более насыщенными и содержательными. Особенно экономические связи. И в этом большую роль должен сыграть VII Российский инвестиционный симпозиум, который пройдет в ноябре в Бостоне, традиционно организуемый Гарвардским университетом и компанией "Доу Джонс".

- Отношения между нашими странами стали более напряженными. Это не отпугнет потенциальных инвесторов?

- Президент Буш принял принципиальное решение кардинальным образом улучшить отношения с Россией. Поэтому симпозиум пройдет очень своевременно. К тому же его поддерживает один из ближайших друзей Джорджа Буша, министр торговли США Дональд Эванс. Его партнер с российской стороны - Герман Греф. В принципе реальная эффективность симпозиума может быть оценена по количеству и масштабу контрактов и соглашений, о которых договариваются его участники. Образование совместного предприятия между компанией General Motors и Волжским автомобильным заводом, участие компании Boeing в программе по созданию российского регионального самолета RRJ, а также беспрецедентная сделка между British Petroleum и одной из крупнейших российских нефтяных компаний - это лишь некоторые примеры достижений наших участников и спонсоров, свидетельствующие о растущем доверии инвесторов.

Российский биржевой рынок в последнее время показывал хорошие результаты в отличие от американского, показатели которого снизились, поэтому интерес американских инвесторов в этом году обещает быть очень большим.

Смотрите также: