В ПЕСТРЫХ рядах актерской братии Сергей СТЕПАНЧЕНКО занимает особое место. Когда его видишь, в голову невольно приходит почти забытое: "Не перевелись еще богатыри на Руси!" В ленкомовских спектаклях "Поминальная молитва", "Безумный день", "Королевские игры", в фильмах "Чокнутые" и "Контракт со смертью", в сериалах "Сыщики", "Next" и во многих других своих работах Степанченко очень разный, очень колоритный и очень интересный.
- У вас масса достойных ролей, но все - второго плана. Это - судьба?
- Наверное... Понятно, что тут надо исходить из своих психофизических данных - не выгляжу как герой, чтобы играть первые роли. Отнюдь не герой-любовник. Репертуар скуден для таких, как я. В нем немного можно наскрести краеугольных ролей для меня. Разве что Фальстаф какой-нибудь... А в основном мои персонажи всегда при ком-то, за кем-то...
- В Америке сейчас всячески поощряется смена профессии, когда человеку перевалило за 40. У вас случайно таких мыслей не возникало?
- На самом деле в последнее время только и живу с мыслью, как бы поменять профессию. Мне кажется, что я такая бездарность - абсолютно никчемное существо в актерском деле. А еще друзья, бывшие артисты, говорят: "Вы же здоровые мужики! Как вам не стыдно этим заниматься - кривляться на сцене за такие смешные деньги?.." И я - человек, подверженный всяческим комплексам, - абсолютно погружен сейчас в болезненные размышления по поводу смены профессии. А с другой стороны, не знаю, что еще могу делать. Пойти в какой-нибудь ресторан артдиректором? Заняться модельным агентством? Но этого никогда не пробовал и не уверен, что у меня получится. А мысль гложет...
- Но вы же популярны!
- Популярность - вещь обманчивая и относительная. Пока мелькаешь на экране - хорошо, все тебя знают. А не будешь мелькать - быстренько забудут. Таких, как я, - сотни, тысячи (говорю это без лукавства). Я - один из многих. Солдатик огромной армии... Это угнетает. Хочется сделать что-нибудь настоящее, пока мне еще 40 с небольшим. А друзья один за другим отмечают 50-летие... И от осознания неизбежности этого во мне появляются паника, какой-то мандраж... Словом, я не застрахован от "болезней", присущих актерам моего возраста. Более того - им подвержен.
- Не верю, что вы готовы к переменам. И чем бы, интересно, занимались?
- Ну записался бы в народный театр, играл бы там раз в полгода какого-нибудь Полония... Шучу, конечно. Вряд ли поменяю... Что, правда, не мешает мне жить с этой мыслью. Кошмарное положение: ты прекрасно понимаешь, что ничего не сделаешь в этой ситуации, а сделать что-то хочется. Страдания безумные! По правде говоря, постоянно жалею о том, что выбрал именно эту профессию. Уж не знаю, что за петух меня клюнул... Вижу, как люди бороздят океаны, летают в космос, занимаются серьезными делами. Особенно сейчас, в наше время, это очень видно. Во времена "развитого социализма" это было не так - актерская профессия считалась достаточно престижной и уважаемой, тем более когда работаешь в лучшем столичном театре. А сейчас наша профессия перестала быть лидирующей. Лидерами стали банкиры, менеджеры, политики, директора ресторанов, руководители всяких рангов - люди, которые работают на себя и имеют свой крепкий бизнес. Они вольны, у них глаза по-другому светятся! У них и адреналин другой, поскольку они являются сами для себя и начальниками, и хозяевами. Они занимаются своим любимым делом и получают за это большие деньги. Вот, к примеру, недавно я был на концерте Пола Маккартни. Говорят, что он один из самых богатейших музыкантов в мире - миллиардер! И вот он выходит на сцену и 3 часа играет концерт для людей. Получает от этого удовольствие колоссальнейшее и колоссальнейшие деньги! Вот это - идеальная форма! А мы вынуждены где-то и что-то прирабатывать, искать-выискивать эту подработку, преодолевать трудности, чтобы как-то в это нелегкое время пробиться, прокормиться, выжить. Особенно в том случае, когда "на твоей шее", на твоей совести люди, зависящие от тебя, от твоего кошелька, - близкие, которые не могут пока еще обеспечить себя в полной мере. И это твоя большая проблема. И из-за этого тоже возникают психоз, тяжелые, горькие мысли, раздумья, сомнения, потребность что-то изменить... И так каждый день начинается и заканчивается гамлетовским вопросом "Быть или не быть?.."
Смотрите также:
- Сергей Юрский. Громкие речи в оглохшем мире →
- Сергей Юрский: "Кто наш герой" →
- Маленьких актеров не бывает →