ВЫХИНСКАЯ толкучка... Такая формулировка вместо официальной "крупнейший в Москве транспортно-пересадочный узел" появляется даже в отчетах чиновников. По данным пресс-службы Московской железной дороги, отсюда ежесуточно только пригородными поездами отправляется и прибывает около 50 тыс. человек. А через злополучную конечную станцию метро Таганско-Краснопресненской линии в день проходит около 340 тыс. человек. Два узких длинных перехода, собственно образующих толкучку, еще и соединяют спуск к местному вещевому и продуктовому рынкам, выход к остановкам общественного транспорта (важнейшие пересадочные пункты по пути в Жулебино, Люберцы, Раменское, Жуковский) и сквозной путь из одной части города в другую (тоннель связывает ЮВАО и ВАО). Но "бег на выживание" в переходе не заканчивается - пассажиры метрополитена должны еще протиснуться на платформу через 12 дверей! Дело много раз доходило до увечий. А о выхинских карманниках давно уже ходят легенды. К марту с этим безобразием власти клялись покончить...
Сейчас по утвержденному проекту возводят третий переход (западный) шириной в 12 м, параллельный существующим двум. В перспективе - достроить четвертый (восточный), а нынешние оставить только для транзитного пропуска пассажиров. "Дорогу на восток" к тому же продлят под проезжей частью до ул. Хлобыстова к остановкам наземного транспорта. Западный переход планировалось объединить с вестибюлем для обслуживания пассажиров. Тут должны были появиться кассы метрополитена (сейчас их всего три, народ у "окошек" толпится, очередь выстраивается вдоль всей платформы). В вестибюле также хотели поставить дополнительную "порцию" турникетов, разместить пригородные билетные кассы и оставить достаточно свободного места для накопления людей. Из большого подземного зала собственно на платформу метро должны были вести либо лестницы, либо эскалаторы.
Реализация проекта, на первый взгляд, способна решить проблему выхинской толкучки. И пассажиры с нетерпением ждут счастливого дня - 15 марта, когда строительство будет завершено. Но замалчивается тот факт, что к этой дате выполнят лишь часть проекта. Подрядчики рассказывают, что пока строят только сквозной проход и выход на железнодорожную платформу. Там, где должен расположиться вестибюль, будет глухая стенка, соответственно, из новой "кишки" не будет выхода к поездам метро. Дело в том, что в правительстве Москвы до сих пор обсуждается сам проект строительства подземного вестибюля. "Вопросов больше, чем ответов", - немногословно комментируют в проектирующей организации. Надеяться на то, что видоизмененный проект будет таким же удачным, как предыдущий, не приходится.
А переход в "урезанном" виде проблемы ни в коей мере не решает. Нужнее всего проход на платформу метро - именно туда стремятся попасть и простые пешеходы, и недавние пассажиры электричек и пригородных автобусов. По-прежнему с 8.00 до 9.00 здесь будут толпиться 37,9 тыс. чел. при пропускной способности - 27,3 тыс. чел. И эти люди, чтобы попасть в метро, пойдут в старые переходы, а новый окажется пустым. Выхинский транспортный узел, несмотря на громкие обещания, опять останется толкучкой на неопределенный срок.