ЕСЛИ бы в свое время сталинский план реконструкции Москвы был реализован полностью, центр столицы сейчас было бы не узнать. Над Александровским садом в сторону гостиницы "Метрополь" пролегла бы огромная эстакада, по которой круглосуточно носились бы автомобили. Глубоко под землей (возможно, прямо под Кремлем) разместился бы центральный железнодорожный вокзал, куда со всей страны прибывали бы грохочущие поезда.
У советских градостроителей было свое представление о том, как должен выглядеть город будущего: монументализм во все времена служил идеологии. Сейчас мы свободны от догм, а значит, можем мыслить разумно и прагматично. Каким же будет мегаполис конца ХХI века? Сможет он удовлетворять потребности населения, чья численность к тому времени составит не два и не три десятка миллионов человек?
Закон развития
ВСЕ-ТАКИ стоит отдать должное архитекторам и градостроителям прошлого века: многие их проекты оказались весьма кстати. Так, Генплан развития Москвы от 1912 г. подразумевал, что к середине столетия в городе будут жить 5 млн. человек. Прогноз оправдался, вместе с ним оправдались и строительные расчеты. В Генплане 1935 г. в числе прочего не забыли о создании лесопаркового защитного пояса вокруг столицы (с внедрением "зеленых клиньев" как можно ближе к центру) и более совершенной улично-дорожной сетью. Увы, "зеленые клинья" с годами начали отдавать под застройку, а уличная сеть, как показывает сегодняшний день, не в состоянии справиться с возросшим потоком машин.
Транспортная проблема едва ли не самая главная из тех, что предстоит решить властям в рамках нового Генплана развития Москвы. Причем, как показывает опыт других мегаполисов, эстакады (или даже двухэтажные дороги) здесь могут и не помочь. Считается, что выгоднее - и с экономической, и с экологической точки зрения - постепенно изменять соотношение личного и общественного транспорта на улицах города. А точнее - число людей, которые тем или иным транспортом пользуются.
Нам это трудно представить, но, может быть, в Москве будущего все-таки придется разрушить исторически сложившуюся сеть улиц и площадей? Ведь та система дорог, которая годилась для гужевого транспорта 600-тысячного города, станет абсолютно бесполезной, когда население достигнет 30 млн., а число автомобилей - 10 млн.
"У каждого города есть свой ЗАКОН РАЗВИТИЯ, - говорит вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук Владимир Белоусов. - В основе этого закона лежит безопасность: военная, противопожарная, экологическая. Так, знаменитые парижские бульвары были проложены префектом города бароном Османом для того, чтобы облегчить действия полиции на случай массовых народных выступлений. На широких магистралях труднее воздвигать баррикады, чем в узких улочках. Удобнее разгонять демонстрации. В Москве рядом с Кремлем веками не возводили построек, чтобы иметь свободный обзор местности в случае неприятельского вторжения. Из соображений противопожарной безопасности город был разбит на сектора. Кроме того, все радиальные улицы, расходящиеся от центра, вели к оборонительным заставам. И они были проложены по ровной местности, в обход возвышенностей. Разрушать эту схему никто не будет, я уверен. К тому же решение транспортной проблемы может прийти совсем с другой стороны. Пока архитекторы ломают головы над ультраэффективными развязками и эстакадами, ученые-технари возьмут и изобретут автомобиль, перемещающийся по воздуху. И тогда дороги превратятся в пешеходные зоны и историческую достопримечательность. Как римские акведуки".
Безграничная высота
ЛЕТАЮЩИЕ авто... Вспоминается фильм "Пятый элемент", где между гигантскими жилыми коробками-муравейниками по воздуху снуют многочисленные аэромобили. Кстати, как насчет жилья? Очевидно, что в мегаполисе будущего людям необязательно ежедневно ездить из конца в конец. Уже сейчас, в эпоху переносных компьютеров и мобильных телефонов, общество постепенно отходит от офисной системы труда. Производство выводится за пределы больших городов (из Москвы, слава богу, тоже), а служащие и представители многих других специальностей смогут работать дома.
Между прочим, вариант градоустройства, подразумевающий разбивку на изолированные и вполне автономные районы, уже рассматривался в Москве. Эта идея была заложена в Генплан 1971 г., но так и осталась утопией: место жительства с рабочим местом совместить было невозможно. Иное дело - теперь. Предвестниками нового порядка организации жизни в мегаполисе стали гигантские торгово-развлекательные комплексы, растущие словно грибы после дождя в спальных районах и на МКАД. В таком комплексе семья москвичей может безвылазно проводить выходной день. Осталось совместить этот гиперцентр торговли и досуга с жилым высотным массивом (так, чтобы людям даже не надо было выходить на улицу) - и вот вам город в городе.
"Хотим мы того или нет, но от высотного строительства никуда не деться. Все равно будущее за ним, - уверен Владимир Белоусов. - Земля будет стоить все дороже, а технологии развиваются так стремительно, что этажность зданий практически ничем не ограничена. То есть технически не ограничена. Другое дело, что нет точных научных данных, как влияет постоянное проживание в небоскребе на здоровье человека. В Югославии проводили исследования и пришли к выводу, что у детей, живущих выше 7-го этажа, есть проблемы с учебой, к ним чаще вызывают врачей. Кроме того, с высотностью резко возрастают затраты на автономное обеспечение противопожарной и другой безопасности. Скоростные лифты, подача воды на верхние этажи - все это огромные деньги. А надежная система эвакуации требует дополнительных площадей. Получается, что строить здания выше 200 м нецелесообразно".
Кто-то из специалистов полагает, что высоту здания вполне можно довести до 500 м. А испанские архитекторы Мария Роза Сервера и Хавьер Пиоз намерены воплотить в жизнь идею так называемой бионической башни - 300-этажного города-дома высотой более 1000 м и с населением в 100 тыс. человек. Через 15 лет такая башня будет построена в Китае. В основе проекта лежит естественный механизм роста кипариса: это прочное дерево имеет уникальную корневую систему и способно противостоять ветрам, практически не замечая их. Удастся реализовать эту идею в Поднебесной - глядишь, и в Москве взойдут "жилые кипарисы".