Алле, гараж! Музей затопит

   
   

НА ПРОШЛОЙ неделе Юрий Лужков подписал постановление "Об освоении подземного пространства под Лубянской площадью для обслуживания торгового комплекса "Детский мир". Пока непонятно, ограничатся ли столичные власти строительством гаража-стоянки или же дело дойдет до реконструкции самого магазина. Впрочем, пока нет ясности и с подземной парковкой. Согласие ФСБ получено (чекистам отдадут 200 машиномест), но в каком виде будет реализован этот проект, сказать не берется никто.

ЛЮБОЙ торговый комплекс нуждается в автостоянке. Но если при возведении современных гипермаркетов это обстоятельство непременно учитывается, то как быть с крупными магазинами, давно ставшими визитной карточкой города? При их проектировании об автовладельцах не думали, таковых в стране победившего социализма были единицы. Поэтому возле ЦУМа парковка о-очень маленькая, у ГУМа ее вообще нет. "Подлубянский" подземный гараж-стоянку спроектируют и построят к 2006 г. Парковка будет рассчитана более чем на 1 тыс. машин. Появятся, как сказано в постановлении, и "сопутствующие объекты инфраструктуры" - торговые точки, туалеты и пр.

"Концепция только утверждается. Пока у нас даже нет решения Моском-архитектуры, поэтому рассуждать о том, сколько там будет уровней, где разместятся въезды-выезды, преждевременно, - говорит Сергей Шаманов, вице-президент АФК "Система", основного акционера универмага "Детский мир". - Место для строительства очень сложное. Рядом находятся специфические здания - например, Политехнический музей. Его подвальные помещения пребывают в аварийном состоянии. Необходимо это учитывать". Директор Политехнического музея Гурген Григорян надеется, что проектировщики действительно не забудут об интересах его учреждения: "Правда, пока у меня такой уверенности нет. Так же, как нет никаких документов, где было бы четко сказано: строительство подземного гаража на Лубянке не приведет к негативным последствиям для здания музея. Для того чтобы такая экспертиза была проведена, Министерству культуры необходимо обратиться к Юрию Лужкову, тот должен дать соответствующее распоряжение, и т. д. Но пока этого не сделано".

Здание Политехнического музея было построено в 1872 г. Капитальный ремонт здесь ни разу не проводили. Если в конце ХIХ в. фундамент этого сооружения был достаточно прочным, то после прокладки линии метрополитена нагрузка на него явно стала превышать расчетные показатели. Часть подвальных помещений сейчас находится в неудовлетворительном, часть - в аварийном состоянии. На протяжении последних 15 лет здесь круглосуточно работает насос. За неделю он выкачивает из подвала около 2 тыс. м3 воды. "Не нужно быть специалистом-гидрологом, чтобы понять: строительство метротоннелей в свое время изменило направление подземных потоков в этом месте. Если бы не насос, мы давно бы утонули. Боюсь, что очередная подземная стройка, к тому же столь масштабная, лишь усилит приток грунтовых вод в наши подвалы", - сетует Гурген Григорян. Напомню, что из-за грунтовых вод пришлось резко сократить этажность соседнего подземного магазина "Охотный Ряд" - с 6 до 3.

Впрочем, нет худа без добра. Так же, как здание Политеха нуждается в капремонте, сам город нуждается в более современном Музее истории техники. Может быть, перед тем как начать строить под Лубянской площадью грандиозный гараж, власти вспомнят и об этой проблеме? Скажем, в Мюнхене есть "Дойчес музеум" - гигантский комплекс со своей обсерваторией, огромным разнообразием залов. Соответственно есть и потоки туристов. А наш музей техники продолжает ютиться в здании позапрошлого века. К тому же с полузатопленными подвалами.

Смотрите также: