Очень неприятно. Пух!

   
   

Я НЕ ПОНИМАЮ людей, проклинающих холодный и дождливый июнь. Мне не нужно ни тепла, ни солнца, ни свежего ветра. У меня во дворе растет полторы дюжины здоровенных тополей. Не хочу теплую и благостную погоду - даешь плотные проливные дожди, которые хоть ненадолго избавят от тополиного пуха. Он проникает везде и всюду, залепляет нос и глаза, намертво всасывается в одежду, заставляет хрипеть пылесосы и причиняет массу других неудобств.

НЕСКОЛЬКО лет назад активно велись разговоры о постепенной замене "пылящих" тополей на другие деревья. Судя по количеству тополиного пуха, замена идет более чем постепенно. Здравый смысл подсказывает, что рано или поздно она все-таки произойдет естественным путем - бальзамический тополь, опора и надежда московского пуха, живет не более 60-70 лет, а в городских условиях и того меньше. "Действительно, старые тополя исчезают, - подтверждает представитель ГУП "Мосзеленхоз" Виктор Воскобойников. - Большая их часть была высажена после войны, так что совсем скоро бальзамический тополь уйдет окончательно. Взамен мы высаживаем непылящие сорта, скажем, берлинский или пирамидальный... Нет, специально бальзамический тополь мы не сводим, он все-таки пока еще выполняет свою функцию по очистке воздуха".

Впрочем, с естественным исчезновением бальзамического тополя дело обстоит не так просто. Свою относительную недолговечность он компенсирует удивительной живучестью и способностью к размножению. "Большая часть московских тополей подрезана чуть ли не по 10 раз, - говорит профессор биологического факультета МГУ Людмила Лотова. - Не со всяким деревом можно обращаться так бесцеремонно. Но у тополя есть так называемые спящие почки, которые при неблагоприятных условиях начинают развиваться и расти. Так что, если даже тополь погибнет или будет сведен, если будут уничтожены все семена, есть вполне реальные шансы, что через несколько лет на его месте вырастет точно такое же дерево, и даже не одно". Собственно говоря, дело примерно так и обстоит. Тополь стихийно размножается, кое-где возник уже внушительный "подлесок", уже и сам дающий пух. Кстати, вовсе не такой уж и безвредный. "Пух как таковой, то есть семена тополя, не является аллергеном, - рассказывает врач Института аллергологии и клинической иммунологии Татьяна Гусева. - Но пациенты с гиперреактивным носом страдают и от него. У таких людей при достаточно интенсивном воздействии пуховых масс возникают насморк, слезотечение, зуд... Не будем забывать еще и о том, что пух на себе переносит пыльцу других деревьев и трав, а вот уж эта пыльца может стать сильным аллергеном. И если сама по себе пыльца попадает, скажем, в квартиры достаточно редко, то пух ее доставит туда в лучшем виде".

Самое интересное, что проблемы тополиного пуха как бы не существует. Во всяком случае в ГУП "Мосзеленхоз" уверены в том, что с задачей по замене "пылящих" тополей на "непылящие" они практически справились. Откуда же берется тополиный пух? В каких укромных местах столицы разбойничает неуловимый для городских служб бальзамический тополь? "Общего мониторинга столицы мы не проводили, - говорит Виктор Воскобойников. - Что касается наших территорий, там все чисто. Бальзамический же тополь растет, как правило, во дворах. Но дворы домов не в нашей компетенции - их озеленением занимается ЖКХ префектуры или управы". Выходит, что город поделен на своего рода зоны. В парадной зоне, за которую несет ответственность "Мосзеленхоз", все в порядке. В зоне дворов впору кричать "караул" и призывать жильцов к топору - сводить пуховые рассадники, стихийно и массово размножающиеся. Свежий воздух свежим воздухом, а пух - в носу и в глазах. И, кстати, стоит вспомнить, что у старых бальзамических тополей довольно хрупкая древесина и именно они чаще всего ломаются при сильном ветре - ураган шестилетней давности это прекрасно показал.

А пока вся надежда - на дожди. После сильных ливней становится немного легче. Тополиный пух больше не лежит одеялом - дождь превращает его в грязную и скользкую размазню, а грязь под ногами для нас вполне терпима и привычна.

Смотрите также: