ПЕРЕДО мной два талона на одну поездку в автобусе, трамвае или троллейбусе. Оба - с ровной дырочкой, черной (возможно, магнитной) полосой, сроком годности, порядковым номером. При этом один - настоящий, а другой - фальшивый. На последнем, как и на его правильном собрате, черным по-желтому написано: "Подделка проездных документов преследуется по закону".
Минус миллиард
ПОМЯВ пальцами и поковыряв ногтями, я так и не смог найти между двумя билетами "десяти различий". А ведь, по утверждению кондуктора троллейбуса Лилии А., они есть: "На фальшивке черная полоска неотделима от самого билета, а на настоящем наклеенную можно немного поддеть, на правильном цвета переливаются, очень различаются места отрывов от ленты, структура бумаги..." Внимательно слушая объяснения, я кивал, а про себя думал, что, если Лиля уберет билеты за спину и достанет их снова, я все равно не смогу их различить.
"Это еще ладно, - не унималась кондуктор-эксперт. - В последние два года распространяются поддельные проездные и единые билеты стоимостью 350 и 500 руб. Причем на единых, настоящие аналоги которых можно использовать и в метро, на обратной стороне даже пропечатывают отметки, неотличимые от тех, что остаются после турникета подземки. Это делается, чтобы усыпить внимание контролеров". И Лиля передает мне целую пачку изъятых ею поддельных проездных. По словам Лили, примерно каждый шестой пассажир предъявляет ей фальшивку.
Купить поддельные талончики в городе очень легко. Они продаются по 3-6 руб. за штуку на Черкизовском рынке. Получается, что, воспользовавшись фальшивкой, "заяц" выигрывает от 7 до 12 руб. на поездке (билетик у кондуктора стоит 10 руб., а у водителя - 15 руб.). На рынке продаются также проездные и единые билеты. Причем стоят 30-40 руб. за штуку. В этом случае городской наземный транспорт теряет от 320 до 470 руб. в месяц с одного купившего их хитреца. А для производителя прибыль составляет до 900%, себестоимость фальшивого билета - несколько копеек. По данным Мосгортранса, это предприятие ежегодно терпит убытки от "зайцев", использующих для проезда фальшивые документы, около 1 млрд. руб. А по информации МВД, ежедневно в Москве продается до 100 тыс. поддельных талонов. Соответственно, повышая тарифы на проезд, московским чиновникам приходится учитывать вызванную нечестными пассажирами недостачу. Получается, что за безбилетный проезд одних платят другие.
Халява, сэр!
ЖЕНЩИНА кавказской внешности, торгующая поддельными билетиками по дороге от метро к Черкизовскому рынку, вначале отвечает на мои вопросы радушно. Да, билетики настоящие. А стоят так дешево, потому что оптом. Да, дешевле брать сразу сотню. Нет, милиция не против. Но на мое предложение позвать кого-нибудь из представителей власти или сотрудников Мосгортранса продавщица пускается в несознанку: "Ничего не знаю, никого не видела, билеты привозят люди в кепках. И вообще - иди отсюда быстрей!" При этом меня обзывают необидным, в общем-то, словом "чеснок". Оказывается, так на жаргоне местных мошенников обозначают честных "лохов".
Кому выгодно?
ОДНАКО, оказывается, не вся милиция "не против" торговли фальшивками. Начальник пресс-службы УБЭП ГУВД г. Москвы Филипп Золотницкий рассказал, что их сотрудники уже не раз брали банды, занимающиеся подделкой билетов. Причем если несколько лет назад мошенники лишь множили талоны на цветных ксероксах, то осенью милиционеры обезвредили преступную группу из нескольких десятков человек, заказывавшую печатание талонов в... Словакии. При задержании у умельцев было изъято 4 млн. (!) готовых к продаже поддельных билетов. Причем распространяли преступники свою продукцию через официальную сеть Мосгортранса и через водителей городского транспорта. Суд постановил признать организаторов бизнеса виновными по статьям "мошенничество" и "подделка документов".
Один высокопоставленный сотрудник Мосгортранса, попросивший не называть его имени (слишком большие деньги на кону, что по сравнению с ними человеческая жизнь?), рассказал, что даже введение турникетов в наземном транспорте проблему фальшивок не решит. "В прошлом году во время проверок мы выявили более 100 случаев продажи фальшивок нашими же сотрудниками. 37 шоферов уволили. Однако это слишком выгодный бизнес - на каждом талоне можно заработать в 5 раз больше обычного. Не удивлюсь, если талончики выпускают дополнительными тиражами в тех же типографиях, где заказываем их и мы. В таком случае они вообще ничем не будут отличаться от настоящих!"
"Билеты, по сути, - те же деньги. Почему же статья УК за фальшивомонетничество предусматривает более суровое наказание, чем за подделку документов?" - удивляется мой собеседник из Мосгортранса. Так, может быть, стоит приравнять подделку проездных билетов к подделке денежных? И тогда нам не придется больше платить за сообразительных "зайцев"?
Смотрите также:
- Авантюра года, или Кому мы платим за проезд? →
- Уголок О. Бендера. Почем дипломчик? →
- Покупайте фальшбилетик →