Детки на лестничной клетке

   
   

ЕЖЕГОДНО московские подростки совершают порядка 3 тыс. преступлений. А в последнее время они стали еще и чаще совершать убийства. Главная причина очевидна: ребенку после школы некуда пойти и нечем себя занять. В своем подъезде я каждый день наблюдаю одну и ту же картину: на лестничной площадке сидят ребята и девчонки. Кричат и шумят, дерутся, пьют пиво, оставляя после себя горы бычков и битых бутылок. Даже страшно высунуть нос из квартиры: неизвестно, чего ожидать от этой агрессивно настроенной группы. Они уже не малыши, с мамами-папами по театрам не ходят. Но и не взрослые - редко кому больше 17. В общем, типичные тинейджеры - как говорят психологи, самая неустойчивая возрастная категория. Неужели город не способен предложить этим молодым москвичам что-то достойное?

Школьники - лишние люди

СЕГОДНЯ в Москве ходят в секции, клубы, кружки, занимаются в музыкальных и спортивных школах только 40% учащихся. Все остальные после школы предоставлены сами себе. Многие, быть может, и рады найти себе занятия по интересам, но это не так легко. В советское время кроме клубов и кружков городского подчинения действовали ведомственные учреждения дополнительного образования. В секциях при заводах и фабриках занимались тысячи детей. Сегодня предприятия стали частными, и многочисленные станции технического творчества, юннатов, кружки и секции закрылись. Ребят вышвырнули на улицу.

А желающих подобрать детей не нашлось. Дело в том, что для любых мероприятий подростки - самая невыгодная аудитория. С ними очень неприятно возиться. На бесплатные концерты народных ансамблей или литературные чтения молодежь пойдет разве что из-под палки. На организацию концерта популярной музыки или дискотеки, которая могла бы действительно заинтересовать подростков, нет средств. Приходится делать платным вход - но кошельки у несовершеннолетних пусты. Ни одно мероприятие с участием подростков не окупается, поэтому их уже давно не проводят.

В столице множество негосударственных образовательных учреждений, которые предлагают родителям обучить их малыша-дошкольника рисованию, чтению, правилам поведения, танцам, ритмике и т. д. Но невозможно найти ни одного платного кружка для тинейджеров. Как показывают соцопросы, родители готовы платить за образование ребенка, пока он маленький, но платить за подростка уже не считают нужным. Взрослым кажется, что школа обеспечит ребенку и образование, и воспитание. Как рассказывает директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, в последнее время в музей стало приходить больше родителей со своими чадами. Но это, как правило, дети 7-10 лет. А семью мама-папа-подросток в залах музея встретишь редко. Большинство родителей не занимаются своим повзрослевшим малышом. И он идет искать понимания на улицу.

Негде, не с кем, нечем

НО И БЕСПЛАТНЫЕ кружки при департаментах образования, Комитете по культуре, по делам семьи и молодежи не пользуются большим успехом. Дети часто не знают о том, что их где-то ждут. Удивительно, но факт: сводная карта Москвы с перечнем учреждений допобразования в подчинении Департамента образования будет готова только к концу этого учебного года! Если сами власти не уверены в том, какие кружки есть на местах, то что говорить о москвичах.

Каждый, конечно, знает, где поблизости находятся спортивные и музыкальные школы. Но и с ними ситуация не лучше. Спортшколы забрали у Департамента образования и передали Моском-спорту. От этого не выиграли ни дети, ни спорт. Теперь эти учреждения "лепят" исключительно чемпионов. Ребят, которые хотят лишь поиграть в волейбол или футбол, оттуда "попросили". А с музыкальными школами всегда было так: если ты хочешь для собственного развития научиться играть на фортепьяно или скрипке, занимайся с частным преподавателем. Пришел в школу - изволь готовиться к экзаменам, посещать сольфеджио, музлитературу, ходить на хор - даже если к этим дисциплинам нет никакой тяги. Дети не хотят этой бестолковой муштры, поэтому предпочитают не заниматься вовсе. Московское музыкальное и спортивное образование изначально ориентировано на то, чтобы делать из детей профессионалов. Но ведь общекультурное образование - куда более важная задача!

Далеко не всякая обычная школа согласится проследить за своими питомцами после занятий. В некоторых московских школах до сих пор принята жуткая практика: после того как закончатся занятия, педагог ведет весь класс в раздевалку, а потом детей централизованно выгоняют на улицу. Они не могут остаться, чтобы пообщаться в столовой или в актовом зале. Сейчас, правда, появляются школы полного дня, которые, наоборот, приглашают детей после уроков поделать вместе с педагогами домашние задания, позаниматься музыкой или театром.

Хотя бы часть ноши детского воспитания пытаются взвалить на себя библиотеки, которых программа правительства Москвы специально для этой цели превращает в интеллект-центры. К удивлению библиотечных работников, наибольшей популярностью пользуются не юношеские объединения, не уроки психологии, даже не интернет-классы, а самые простые... комнаты отдыха. Они оказались единственным местом, кроме подъездов, где ребята могут спокойно пообщаться со сверстниками.

Анатолий ХОРЕЦ, начальник Управления воспитания и дополнительного образования столичного Департамента образования:

- В МОСКВЕ удалось в полной мере сохранить систему дополнительного образования. Ежегодно для детей открываются новые учреждения. Прежде всего это студии художественно-эстетического направления: рисование, вышивание, танцы, хор... Эти занятия пользуются большой популярностью. Но они интересуют не всех детей. Многие ребята хотят заниматься современным техническим творчеством, информационными технологиями, возиться с машинами в автомобильном клубе. Учреждения, предлагающие такие занятия, есть, но их недостаточно. Для развития сети таких кружков необходимы значительные финансовые затраты. Объем средств, выделяемых на эти цели правительством Москвы, ежегодно растет. Но проблема материально-технического обеспечения учреждений допобразования все равно остается.

Смотрите также: