НАДПИСЬ "Давно известно и не ново, что только здесь свобода слова" появилась на стене общественного туалета, что на Китай-городе у Политехнического музея, еще в те годы, когда Китай-город был площадью Ногина. Естественно, с тех пор в Москве поменялось многое. Кое-кто уверен, что многое поменялось и в области свободы слова, однако надпись осталась там до сих пор, радуя всех поклонников изящной словесности и меня в том числе. Впрочем, сочетание "свобода слова" допускает весьма широкое толкование. Многие, к примеру, полагают, что здесь имеется в виду свобода одного конкретного, всем известного короткого трехбуквенного слова. Ситуация, безусловно, требовала прояснения...
Люди хотят стихов
РЕЙД по московским общественным сортирам научил меня простой истине: общественные туалеты, не в пример иным литературным объединениям, созданы исключительно для раскрытия творческого потенциала. Причем не абы какого, а поэтического. А что самое забавное - в сортирной словесности, как и в "большой" литературе, есть четкое разделение на классицистов, модернистов и даже постмодернистов.
Например, в каждом (подчеркиваю: В КАЖДОМ!) общественном сортире - бесплатном, или студенческом, или даже в сортире ночного клуба - есть классическая надпись: "Писать на стенах туалета/Увы, друзья, немудрено./Среди г... вы все поэты,/Среди поэтов вы - г..." Копирайт по извечной русской традиции ставится не всегда. Но если ставится, то только "А. С. Пушкин". Почему - непонятно. Может быть, из желания задавить остальных стихотворцев безусловным авторитетом? Пару лет назад в туалете ГМИИ им. Пушкина на двери мужской кабинки увидел своего рода посвящение любимому поэту: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный:/шестнадцать строк в общественной уборной".
Однако, поскольку сортирная классика всем известна и серьезного интереса не представляет, а из всего Пушкина мне нравится только проза, я постарался собрать более-менее незатасканные образчики сортирной поэзии. Отличное фрейдистское "Снятся людям неспроста/Эрогенные места" (сортир на Цветном бульваре), или ностальгия по Терминатору: "Если к попе приспособить/сопроцессор фирмы Крей,/можно с... в два унитаза/в сорок тысяч раз быстрей!" (мужской туалет в МГТУ им. Баумана).
Переписывая стихотворение про Таню ("Наша Таня типа плачет./Уронила типа мячик./Нет бы ей прикинуть, дуре, /Не утонет он, в натуре!") в сортире скверика, что около МЭИ на "Авиамоторной", я задумался. Нет, это стихотворение в своем роде великолепно, но другие, оставленные мною втуне образчики сортирной словесности чем хуже? Тем, что в них часто встречается изобретенная Карамзиным буква "Ё"? Или изобретенные Кириллом и Мефодием "Х", "П", "Б" и "Ж"? И почему спрос не с них, а с тех, кто эти буквы употребляет?
Увидев на стене напротив призыв "Если ты не педарас,/Распишись здесь пару раз!" и под ним впечатляющее количество подписей, я, вздохнув, полез за маркером - не подписать нельзя. То ли маркер я доставал слишком долго и напряженно, то ли бабке у входа, собирающей мзду за естественные потребности, показалось подозрительным, что я перехожу от кабинки к кабинке и в каждой подолгу зависаю, маяча верхней частью тела над короткой дверкой, но скандал разразился нешуточный. "Чего приперся-то, а? - бабка, прихватив грязную швабру, чуть не сорвала дверку с хлипких петель, изъясняясь практически языком сортирных надписей. - Я тебя спрашиваю! Ходют, ходют! Развелось вас - в задницу некого послать, куда ни плюнь, тот и грамотный! И пишуть, и пишуть, и пишуть... А ну пошел вон, щас охрану позову! Паша!!!" Не дожидаясь грозного Паши, я счел за благо отвалить, хоть и было очень жалко - в соседней кабинке был виден кусочек, скорее всего, чудесного стихотворения: "Здесь любили Мамбу/И Сережу тоже..."
Равнение на предков
"КОНЕЧНО, мы стараемся с этим бороться, - говорит Татьяна Нелюбина, зам. директора фирмы "МКАД-Сервис", обслуживающей и всем известные кабинки, и стационарные туалеты. - Но вся наша борьба состоит в том, что мы отмываем стены, поскольку поймать "писателей" за руку практически невозможно. Особенно много пишут в сортирах около Цирка на проспекте Вернадского и на Манежке. Причем если говорить о переносных кабинках, то больше всего страдают красные и синие, а вот желтые и зеленые все чистые. А что касается содержания надписей... Очень много агрессивных, всякие символы вроде свастик или сатанинских пентаграмм. Нет, поэзии в кабинках мало, а вот более-менее остроумные надписи появляются только на крупных рок-фестивалях".
Самое забавное, что раньше писали не меньше. Наши предки, овладевшие грамотностью, тоже развлекались в полный рост. Правда, в Древней Руси XI, скажем, века общественных туалетов не существовало. Единственным общественным местом, где твою писанину могло прочитать максимальное количество народа, являлись каменные храмы, на внутренних оштукатуренных стенах которых было очень удобно царапать гвоздиком или шильцем. Прежде всего, видимо, наши предки баловались сакраментальным "Здесь был Вася", правда, в несколько другой форме: "А вот Созон Лютый писал" или "Иван писал левою рукою" (Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде).
Кое-кто развлекался по-своему: "Иосаф шел со мною по торговой площади и сбил меня с ног, а я и написал"- или вовсе "плач загулявшего туриста": "Пропил плащ, когда был тут". Впрочем, надо сказать, что с граффитчиками боролись и тогда - под языческим стишком, нацарапанным на стене новгородской Софии, красуется ругань в адрес автора и приписка: "Усохните те руки, что писали..."
Последняя надпись про усохшие руки до боли напомнила мне предупреждение, начертанное спустя тысячу лет в московском сортире у ст. м. "Профсоюзная": "Да отсохнет рука того, кто ворует лампочки из сортира!" Не знаю как кого, но меня восхитил следующий обмен надписями в одном из туалетов 1-го гуманитарного корпуса МГУ: "Не кидайте окурки в писсуары, мы же не мочимся в ваши пепельницы!" Эта сугубо прозаическая надпись была сопровождена прекрасными стихами: "Погадить без цигарки,/ Как чай без заварки!" и "Никотин - витамин!/Кто не курит, тот кретин!"
А что касается свободы слова... В том же 1-м гуманитарном корпусе я видел отличную частушку: "Выйдешь, крикнешь - хрен вам в глаз!/Помолчишь - и снова./Хорошо в стране у нас/Со свободой слова!" И сортирные надписи все-таки убедительно говорят о том, что, воспользовавшись свободой слова, мы громко это самое слово сказали.