С НЕДАВНИХ пор каждый год Россия смело выставляет на "Оскара" одну из новых картин. Так, сейчас в звездный список внесена лента Глеба Панфилова "Романовы. Венценосная семья". Американцы наше кино смотрят, но статуэтки давать не торопятся. Зачем же мы с упорством продолжаем биться головой об эту голливудскую стенку? Этот вопрос мы задали Павлу ЧУХРАЮ - члену Национального Оскаровского комитета.
- ВО-ПЕРВЫХ, если кто-то думает, что режиссеры делают картины только для того, чтобы поставить на стол какую-нибудь статуэтку, то он сильно ошибается. Мы делаем картины для людей. Всем - и музыканту, и художнику, и режиссеру - всегда нужны понимание, оценка и, самое главное, аудитория. Во-вторых, все знают, что сегодня американский кинематограф лидирует в мире и зритель обращен именно к нему. Поэтому "Оскар" для нас - это трибуна, с которой могут увидеть и услышать. Но дорога до этой трибуны очень долгая, и нужно приложить титанические усилия, чтобы ее пройти. На "Оскара" от нас заявляются те ленты, которые имели хорошую или скандальную прессу и так или иначе были отмечены общественностью.
- Российский кинематограф хоть в какой-то степени можно назвать конкурентом Голливуда?
- Мы в последнее время уже не конкуренты, но с нами считаются. Все-таки крупная держава с миллионной аудиторией, большим рынком. Для американцев это важно, потому что сейчас огромные деньги отсылаются из России в Америку. А кинематограф у нас существует только как понятие, но не как индустрия, потому что наше государство делает все, чтобы ее не было. Вышестоящие говорят одно, а поступают совершенно по-другому. И никто сегодня не хочет давать деньги на производство фильмов, потому что этот вид бизнеса совершенно не окупается. К тому же очень часто помимо режиссеров, про которых я что-то знаю и как-то могу понять их творчество, получают деньги на кинопроизводство странные люди, не имеющие вообще никакого отношения к кино. Идет обычное переливание денег.
- Каких фильмов сегодня требует основная масса зрителей?
- К сожалению, основная масса зрителей смотрит те фильмы, о которых вообще не надо думать. Я не считаю, что искусство кино - это титанический труд, где ты должен применять какие-то сверхъестественные интеллектуальные способности. Но так как общество в большинстве своем вообще перестало читать, думать и мыслить категориями той культуры, которая складывалась последние два-три века, то кино все больше походит на кино для двенадцатилетних подростков. И мне очень грустно это осознавать.
- Картина довольно пессимистическая. Но ведь кино - это мощное пропагандистское оружие, которое в некоторой степени и развивает в нашем обществе такую "пещерную психологию".
- Это обоюдный процесс. Общество влияет на кинематограф, а фильмы - на общество. Режиссеры, снимающие кино, живут в этом обществе, и они - его продукты. Национальная идея не придумывается сверху. Она должна созреть в обществе с помощью художников, политиков, военных, матерей и детей. А у нас сейчас все хуже некуда. Я не говорю, что наступает конец света, хочется верить, что этого не произойдет, но такое межвременье, когда непонятно, что происходит вокруг тебя и что ждет дальше, заставляет сомневаться, что в ближайшее время произойдет чудо и все будет хорошо. По крайней мере в том случае, если мы не перестанем внутренне и внешне ориентироваться на американский кинематограф, который в большинстве своем просто чудовищный. Эта бессмысленная кровища ни к чему положительному не приведет. Ведь можно сделать картину, в которой даже кровь станет осмысленной. Но это никому не надо, просто за деньги нужно чего-то сейчас сморозить, вроде того, что две машины столкнулись и мозги побежали по асфальту. Ну а если и это уже не действует, тогда давайте делать кино про гомосексуалистов.
- Если американское кино действительно ужасное, то почему же его смотрят? Ведь раньше у нас в стране смотрели не только американские, но и итальянские, и французские фильмы.
- Вся эта бессмысленная, плохо сделанная пальба и насилие - от скудости чувств. Америку в этом винить не стоит, там делают и хорошее, и плохое кино. Что касается других иностранных фильмов, то в мире сейчас нет ни одного конкурента американскому кино и по объективным, и по субъективным причинам. По объективным, потому что тогда, когда большие денежные потоки оказались в Америке, продюсеры с их помощью расправились с конкурентами. Итальянское кино Голливуд начал душить еще в 60-е. Французы немножко держались, но и они не выдержали напора. Противостоять могли только большие страны, такие как Индия, Китай и Россия. Китайцы пока держат марку, у индусов свой отдельный мир, а у нас кино не получается по тем же причинам, по которым не получается все остальное.
Смотрите также:
- Валерий Тодоровский: "Деньги для нас стали наркотиком" →
- СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ: НЕ ИЩИТЕ В "БРАТЕ-2" ОСОБЫЙ СМЫСЛ →
- Новое кино впало в растерянность →