Между небом и землей

   
   

Летом большинство москвичей средних лет превращается в туристов. Но, куда бы ни лежал путь, первое, что попадается на глаза многим из нас, - это аэропорты.

ПОМНЮ, какое впечатление произвел на меня аэропорт "Шарль де Голль" в Париже. Прозрачный, светлый, с правильной планировкой: от терминала по переходам можно было попасть не только к магазинам или самолетам, но и в зал внутренних вылетов. (Наше "Шереметьево" этим похвастаться не может и сейчас: "Ш-2" и "Ш-1" связаны между собой лишь предприимчивыми таксистами.) Но аэропорт не был таким, каких больше нигде нет. Я поняла это позже в Лейпциге, когда попала в выставочный центр. Здание с залами-переходами для книжных ярмарок (к слову, не менее масштабных, чем во Франкфурте-на-Майне) во многом напоминало "Шарль де Голль".

Зданию аэропорта не нужно быть красивым

МОЖЕТ быть, аэропорты и не должны быть неповторимыми или оригинальными? Ведь, в конце концов, если прилет пришелся на позднее время суток или дальше путь лежит на нижний уровень - к платформе поезда, шанс увидеть все здание и не представится. В памяти останется лишь то, как было удобно-неудобно получать багаж, сколько времени пришлось провести в поисках кофейни или ресторана и чем кроме посещения магазинов можно было занять себя в качестве транзитного пассажира. А оригинальность архитектурной мысли все-таки прославила "Шарль де Голль". Один из терминалов (огромная бетонная труба без внутренних поддерживающих колонн), не проработав и года, рухнул на головы приехавших во Францию туристов. Причина обрушения - оригинальная архитектура, стоившая 750 млн. евро.

Хотя в мире есть уникальный и неповторимый аэропорт - "Кансай" (Осака, Япония). Его спроектировал знаменитый Ренцо Пьяно (центр Помпиду в Париже). Трехэтажное здание, похожее на огромную черепаху, расположено на искусственном острове. Оно - самое длинное в мире. 1,8 км можно пройти насквозь, и ничто этому не помешает (см. фото 1). Кстати, буквально перед сдачей аэропорта в 1994 г. неподалеку (всего в 30 км) случилось землетрясение силой в 7,2 балла. Здание устояло, даже не потрескавшись. Аэропорт в Рейкьявике (см. фото 3) не такой известный, но ему есть чем выделиться на общем фоне. Сегодня повсеместно принято строить из стекла и бетона, а в столице холодной Исландии для отделки здания, очень экологичного на вид, использовали много дерева. Кстати, на архитектуре можно зарабатывать, что и планируют делать власти аэропорта "Дж. Ф. Кеннеди" в Нью-Йорке. Когда рядом со старым зданием - памятником архитектуры ХХ века - достроят новый современный терминал, по старому будут водить экскурсии.

Но вернемся к содержанию зданий, откуда улетают и куда прилетают ежедневно миллионы людей. Аэропорт Франкфурта-на-Майне, по количеству перевозимых пассажиров занимающий второе место в Европе после лондонского "Хитроу", предлагает туристам все удобства - от душевых и культовых помещений (для протестантов, католиков, мусульман и иудеев) до клиник с услугами стоматолога и баров с дискотеками. А терминалы связаны между собой железной дорогой. Она не такая скоростная, как, например, в аэропорту "Куала-Лумпур" в Малайзии, но от одного входа до другого можно добраться за несколько минут. На амстердамском аэровокзале "Схипхол" есть художественные галереи - как альтернатива магазинам и бутикам. Но по уровню сервиса переплюнул всех аэропорт "Индира Ганди" в Дели (Индия). Там 11 января этого года по всем телевизорам здания можно было смотреть... порнофильм. Позже представители аэропорта объяснили, что демонстрировали ролик в рамках борьбы со СПИДом. Но неофициальные источники рассказывали про сотрудников, которые частенько баловали себя таким кино, а в этот раз случайно вывели его на публичные мониторы.

А что у нас?