Реклама испортила натуру

   
   

Москва присутствует практически в каждом сегодняшнем фильме. Возьмите "Московскую сагу" или "Бригаду", "Таксистку" или "Детей Арбата". Действия разворачиваются на фоне улиц, домов, автомобилей и прохожих. Но все меньше реальная натура вписывается в кадр.

УВЫ, практически невозможно найти для съемок фильма, где действие происходит, скажем, в 80-х гг. прошлого века, улицу, соответствующую приметам не столь далекого от нас времени. Режиссерам приходится идти на всяческие ухищрения. К примеру, убирать (замазывать) на компьютере рекламные щиты, спутниковые "тарелки", стеклопакеты на окнах, присутствующие повсеместно. Что уж говорить о фильмах исторических, хотя бы о временах Отечественной войны или послереволюционных! Чтобы решить эту проблему, Карен Шахназаров даже выстроил на "Мосфильме" макет фрагментов старой Москвы. Но сколько фильмов можно снять в одних и тех же декорациях?

Другая проблема киношников - деньги. Москвичи, забыв о присущем им в веках бескорыстном радушии, ринулись в коммерцию. По словам Веры Глаголевой, стоит начать снимать на столичной улице, как из ближайшего банка, офиса или даже обычного магазина бегут с требованием заплатить за то, что их дверь, витрина или стена служат фоном в кадре. Снимать в Москве стало не дорого, а бешено дорого - настолько, что, по словам некоторых режиссеров, дешевле делать картину где-нибудь за границей. Поэтому от безысходности иногда, если удается договориться, снимают в квартирах и на дачах у знакомых. Так, говорят, что "Next-2" снимали на даче у Александра Абдулова. Иногда свои хоромы для съемок предоставляют "новые русские". Мне однажды довелось присутствовать на съемках в "крутом" доме. Для начала при входе всю съемочную группу заставили разуться. Ни о каких тапочках, разумеется, речи не было - люди ходили босиком (это в ноябре!). И никаких ковров на полу - их, видимо, заблаговременно свернули. Зато была холодная скользкая плитка. Хозяйка к главному герою - одному из самых знаменитых наших артистов, далеко не мальчику - снисходительно обращалась на "ты", не замечая, что его каждый раз передергивает от этого. В процессе съемок она периодически подсаживалась к режиссеру и громко рассказывала анекдоты сомнительного содержания. А от каскадеров требовала, чтобы они не запачкали "кровью" мебель. И в сцене драки бедные парни вынуждены были падать по стойке смирно, прямо на плиточный пол - только бы не задеть хозяйские кресла! Один из них потом с обидой сказал: "А ведь им за это заплатили, и немало!"

Людмила АРТЕМЬЕВА, актриса ("Две судьбы", "Таксистка"):

- "ТАКСИСТКУ" мы в основном снимаем по субботам-воскресеньям, когда пробок на московских улицах меньше. И выбираем маршруты, уже отлаженные, где движение не такое напряженное. Третий сезон все-таки съемки длятся, уже знаем, где удобнее, проще, и проезжаем "по заветным местам", что называется. Хотя и там тоже раз на раз не приходится. Ну ничего - тогда все оставляем и снимаем пробку. Квартиры снимаем не настоящие, а в павильонах. Вот двор у нас настоящий, он находится на улице "Правды". Но это только антураж. В Москве снимать роднее и привычнее.

Андрей СОКОЛОВ, актер, режиссер: