Главдача дача СССР

   
   

Эпизод с кунцевской дачей Сталина из сериала "В круге первом" заставил задуматься не столько о культе личности, сколько о том, что представлял собой дом вождя народов и лучшего друга детей и физкультурников, в чьём управлении находилось почти полмира.

Шумел сосновый лес

ВОЛЫНСКОЕ, где и расположена так называемая Ближняя дача Сталина, на нынешних планах Москвы зажато между Матвеевским и Давыдковом. Его называли селом, посёлком и даже совсем безлико - местностью. Первое упоминание связано со знаменитым князем Дмитрием Боброк-Волынским, тем самым, что командовал засадным полком в Куликовской битве. Великий князь Дмитрий Донской отдал ему местность по реке Сетунь в вотчинное владение. Боброк женился на сестре Дмитрия Донского, а сельцо получило не только своё историческое название Волынское, но и исторический статус. По иронии русского языка, процесс одаривания князя Боброк-Волынского вотчиной назывался именно "дачей". Так военно-дачная судьба красивой долины Сетуни была решена более 600 лет назад. В 1812 г. здесь собирались потрёпанные, но ещё готовые дать жару Наполеону русские войска. Спустя 15 лет здесь, уже в дачной местности, поселился актёр Михаил Щепкин. И ещё около сотни лет дача в Волынском считалась почти курортом.

К началу 30-х гг. XX в. ситуация серьёзно изменилась - о курорте смешно было и думать. Вот как рассказывал о начальном этапе строительства дачи Алексей Рыбин, личный охранник Сталина: "К 1931 г. это место в районе Кунцево едва ли можно было назвать райским. С севера за сосновым лесом пролегало Можайское шоссе, откуда слышался постоянный гул транспорта, неслись частые сигналы и выхлопные газы. Западнее, в деревне Давыдково, вечерами под гармошку горланили пьяные мужики, которых бранили голосистые жёны. С юга, примерно на таком же расстоянии, находилась Киевская товарная станция, где не умолкал грохот буферов при сцепке вагонов, а маневровый паровоз непрестанно издавал гудки. От всего этого содома не спасали ни сосны, ни дощатый забор". Единственным плюсом можно было считать разве что относительную близость от Кремля. Даже учитывая, что Сталин на своём чёрном тяжёлом бронированном "Паккарде" ехал по Арбату со скоростью не выше 40 км/ч., а по Афанасьевским пер. и вовсе около 10-15 км/ч., до дачи он добирался максимум за 20 мин.

Архитектору заплатили "шарашкой"