Уже почти 200 с лишним лет идёт спор - кто подарил миру понятие "хулиган".
ИРЛАНДЦЫ утверждают, что пальма первенства принадлежит их семейке по фамилии Houlahan. Они заманивали на свой постоялый двор людей, обирали их до нитки и отпускали восвояси голышом. Англичане же уверены, что первым был лорд Hooligan, бесившийся с жиру и задиравший всех подряд. Думается, что вековой спор кельтов и англосаксов придётся разрешить москвичам. Именно москвичам, а не питерцам. И дела не меняет даже то, что словечко "хулиган" - тогда ещё в кавычках - запустил в оборот питерский градоначальник фон Валь в 1892 г. Во-первых, он имел в виду исключительно насильников, расплодившихся в тогдашней столице империи. А во-вторых, нормальное хулиганство, то есть совершение дерзкого антиобщественного поступка без особой выгоды для себя, характернее всё-таки для разгульной Первопрестольной, чем для практичного Питера. Да и корни московское хулиганство имеет поглубже, чем какое-либо другое.
ХУ ИЗ сударь ХУлиган?
ПРАВДА, до поры наши хулиганы назывались повесами, озорниками или охальниками. Но, оставив в стороне озорство буйных августейших особ Ивана Грозного или Петра I (их выкрутасы вроде "посадили на бочку с порохом и поднесли фитиль - пущай полетает" или "надували боярина Мясного мехами в задний проход, отчего он вскорости и помер" широко известны), увидим, что простые москвичи вели себя довольно смирно. В крайнем случае довольствовались званием охальников. Да, вершили непотребства из серии "спьяну голым гузном оборотился к народу и лаял по-собачьи", "выйдя из кабака, замужним жёнкам задирали подолы, понося их зазорными словами" и "заголив срам, распевал похабные песни и кидался собачьим калом", но до смертоубийства доходило редко, разве что в пьяной драке. Озорство было уже серьёзнее и сопровождалось увечьями, а то и нечаянной смертью. К счастью, увечья не всегда наносились людям. Например, излюбленным делом московских озорников было накормить соседских кур бражным суслом и, пока те спят пьяным сном, ощипать и пустить на улицу. Ну а такие мелочи, как оборванные у свиней хвосты, ворота, вымазанные дёгтем или заваленные навозом, считались делом обыденным.
Забавно, что в русских правовых нормах понятия хулиганства долгое время не было вообще. Нечто подобное появилось только в "Уложении о наказаниях уголовных и исправительных" 1845 г. Но касалось это либо церковного благочиния, либо государственных учреждений. Получалось, что государство, и без того неслабое, надёжно оградило себя от озорников и проказников. А в отношении граждан хулиганам была дана почти полная воля - гуляй, рванина!
И рванина гульнула по полной программе, особенно после отмены крепостного права в 1861 г., когда в Москву и подмосковные города хлынули разорённые реформой крестьяне, а пролетариат врубился, что, кроме цепей, терять ему нечего. Тогда же укоренилось и само слово "хулиган". Сначала в искажённой форме "фулюган". А потом народ расчухал в нём родственное слово "хулить" и ещё одно трёхбуквенное, на 2/3 состоящее из "х" и "у". И бывшие озорники охотно приняли новое имя.
Шапку-финку сменила кепка