Небоскрёбы вразброс

   
   

Москва развивается по градостроительному плану, утверждают власти. Но почему часто кажется, что это не так, рассказывает директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей ТКАЧЕНКО.

Жильё нужно строить медленнее

- ГЕНПЛАН задаёт направление в развитии города. По сути это комплекс ограничений и рекомендаций. Если в каком-то районе через 20 лет запланирована дорога, то сейчас землю в этом месте нельзя сдавать в долгосрочную аренду и уж тем более нельзя ничего строить, кроме временных сооружений. Это ограничения. Что касается рекомендаций, то мы советуем столичным властям реконструировать жилой фонд в каких-то районах целыми кварталами. Предпочтительнее, если весь микрорайон застроен, например, пятиэтажками. Вместе с новым жильём можно возвести сразу детские сады, школы, поликлиники.

- Вот именно детских садов и школ в городе недостаточно. А жилых домов между тем становится всё больше.

- С одной стороны, Генплан действует давно и рассчитан на 20 лет. Каждые четыре года происходит его актуализация, то есть фактически разрабатывается новый план. Этих четырёх лет как раз хватает, чтобы спохватиться и успеть внести в него то, чего не хватает. К примеру, сейчас Москва обогнала показатели Генплана по жилищному строительству примерно на год, а вот инфраструктура развивается в рамках существующих норм. В результате возникает дисбаланс. Сейчас городу не хватает детских садов и школ. Но это поправимо. Мы вынуждаем правительство включать возведение объектов инфраструктуры в инвестиционные контракты. А в случаях когда это невозможно, строительство необходимых соцобъектов ведётся за бюджетные деньги.

- Какие приоритеты в развитии города актуальны на сегодняшний день? На что брошены все силы? Может быть, на высотное строительство?

- Понимаете, основное, чего мы добиваемся, - это планомерности: чтобы строительство жилья не обгоняло, например, дорожное строительство и столица развивалась такими темпами, какие заложены в Генплане. Понятно, что городская часть от продажи жилья, построенного инвесторами, поступает в бюджет, а оттуда идёт на прокладку дорог. Но если жилищное строительство опережает темпы дорожного, то потребность в дорогах возрастает ещё больше. Получается замкнутый круг. А так быть не должно. Что же касается высотного строительства, то в нашем случае оно, к сожалению, благо.

- Почему "к сожалению"?

- Москва развивается как нормальный капиталистический мегаполис. Все они на определённом этапе дошли до высотного строительства, поняли, что оно необходимо, понастроили небоскрёбов и стали думать, как от высоток отказаться. Но другого пути в развитии города, к сожалению, нет. Отличие наших небоскрёбов от, например, американских или японских будет в градостроительном решении - отказе от принципа концентрации высоток на одной обособленной территории. Мы привыкли к тому, что спальные районы похожи друг на друга, если не как близнецы, то как близкие родственники. Небоскрёбы же сделают каждый район индивидуальным. Но самое главное в том, что Москва имеет границы и должна развиваться только в своих пределах. Раз свободных территорий мало, нужно экономить и расти вверх.

Промзоны нельзя уплотнять беспорядочно