Голос Елены КАМБУРОВОЙ не спутаешь ни с каким иным: так эмоционально она исполняла песню "Орлёнок", а что говорить о таривердиевском "Маленьком Принце"... Сегодня певица создала Театр музыки и поэзии, который расположился прямо напротив Новодевичьего монастыря.
- ВАС поначалу считали такой камерной, молодёжной певицей. А сейчас какова она, ваша публика?
- С давних пор существовал образ некоего идеального зрителя. Услышать меня сможет, так мне кажется, человек, близкий по складу души, настроенный на ту же волну в жизни, что и я, даже по характеру, быть может, на меня похожий. Это человек интеллигентный, вдумчивый, избирательный читатель, обладающий вкусом к поэзии и музыке, умеющий чувствовать и не являющийся ни в коей мере снобом. А главное - чтобы тебя услышали и расслышали, нужно выходить к людям с тем, что самой безумно интересно, что ты сама любишь в песнях и в их авторах, и с огромным желанием этой любовью поделиться.
- Вы постоянно гастролируете с концертами за рубежом. Значит, и там есть потребность в вашем чувственно-эмоциональном искусстве?
- Безусловно. Недавно в очередной раз была в США, куда приглашают часто, в Канаде. Залы по 500, 900, 1200 человек бывают, так что это уже не "камерное" пение. Много доводится ездить и по России - и это радость. Вот собираемся на Дальний Восток, уже не впервые. Жаль, конечно, что отлаженная система гастролей столичных артистов по стране разладилась. Раньше это было нормой, обычным явлением, ездили по городам и весям и звёзды, и начинающие, неизвестные, и это было замечательным явлением из того прошлого, что вспоминаешь об этом только с добром. Теперь с переводом системы гастролей исключительно на коммерческую основу возможность гастролировать для начинающих исчезла.
- Но ведь наверняка и проблемы у вас были в том самом прошлом?
- Да всё было. Но я никогда не скажу, что всё было ужасно. Начинала петь для замечательной молодёжи, которая интересовалась книгами, музыкой, ходила на поэтические вечера, на концерты авторской, бардовской песни. Были, разумеется, проблемы серьёзные, хотя порой доходившие до анекдотизма. Мне, скажем, приписывали антисоветчину. Даже в песне "Маленький Принц", которую пели потом все, усмотрели это "анти". "Кто тебя выдумал, звёздная страна?", "Где же вы, где же вы, счастья острова?" - как это можно спрашивать, живя в такой замечательной стране, как СССР? Запрещали целые мои сольные программы, даже "Орлёнка" и "Гренаду" в моём исполнении! Понятно, что я пела эти "героико-революционные" песни совсем по-иному - про мальчишку, которому так не хочется умирать в 16 лет, про то, как "отряд не заметил потери бойца"...
- А что-нибудь простенькое, "массовое" петь приходилось?
- Может, один только раз. Это была моя первая запись на радио. Песня под названием "Я тебя не люблю". Но даже в подобных песенках присутствовали доброта, наивность, они были милые, бесхитростные, очень мелодичные, с нормальной человеческой интонацией, без пошлого кривлянья, агрессии. Тогда и мы иронизировали над этими песнями. Но если бы знать, к чему придёт потом наша эстрада... Знаете, в новогоднюю ночь я, собираясь наутро улетать в Голландию, "развлекала", точнее, мучила себя тем, что смотрела по телевизору праздничные программы. Сначала со звуком, потом не выдержала - выключила и смотрела "картинку". И пришла в ужас! Да, были исключения, но 99% - это же вырождение! И ещё ладно, если бы не было у нашей эстрады такой культуры прошлого, таких артистов, вокалистов, музыкантов, таких традиций - тогда ещё можно было бы объяснить: ну не из чего вырасти, не на чем. Но когда у нас такие мощные культурные корни, как всё это возможно? Такое ощущение, что эти молодые ребята ничего не слушали, не умеют слышать, не желают ничего знать, учиться. Зато, вероятно, прекрасно умеют считать... Думаю, что в принципе коммерция и искусство несовместимы. Они совместимы только в виде помощи коммерции искусству. Как это, собственно, и происходило в России, когда были у нас в столице великие меценаты - Третьяковы, Бахрушины, Морозов, Мамонтов. Но для этого необходим определённый уровень в обществе культуры, гражданского сознания, когда люди состоятельные захотят помогать искусству, интересоваться им, захотят потратить деньги не на очередной особняк с собственным вензелем на воротах, не на чествования себя или празднование именин возлюбленной, а на что-то иное. Мне доводилось бывать на светских вечеринках, пышных празднествах (не петь - этого я не смогла бы, а в качестве гостьи). И всякий раз думала, прикидывая мысленно, - это же сколько спектаклей можно было бы сделать на такие деньги!.. Но пока, увы, всё "удачно" сходится - на огромные деньги преуспевающих людей их развлекает преуспевающая попса.
Смотрите также:
- А. Пугачева: "Я не дала Киркорову испортиться" →
- Олег Митяев: "Стараюсь петь задушевно" →
- А. Пугачёва: "Уйду со сцены весело" →