Зачем нам фильмы о войне

   
   

Затихает эхо юбилея Победы. Это видно по сериалам, которые идут по ТВ. Если сначала их было много ("Штрафбат", "Курсанты", "Московская сага", "Дети Арбата"), то теперь тема ушла.

ТЕМА Великой Отечественной войны развивается в нашем кинематографе волнами. Сначала была обязательной и в большинстве своём торжественной. Потом во времена постперестроечного безумия её сменили другие "войны" - бандитские. К счастью, спустя полтора десятилетия киношники вспомнили, что человек с автоматом не обязательно бандит, перестрелка не всегда означает "разборку", а смерть бывает и за Родину. Но неужели эта радующая тенденция возникла только в связи с юбилеем Победы или мы наконец-то дозрели до подлинных героев, настоящих подвигов и истинного, высокого патриотизма хотя бы в кино? Но способны ли молодые режиссёры и актёры передать ту глубину боли, которую пережил народ?

Чтобы осознать то, что происходило

Юрий КАРА, режиссёр ("Завтра была война", 1987 г.):

- ТО, ЧТО какое-то время фильмы о Великой Отечественной не снимали, явление понятное - страна формировалась и продолжает формироваться. Естественно, мне хотелось бы увидеть фильмы о войне вновь. Другое дело, что каждое поколение любит своих актёров, своих сокурсников - они это разыгрывают более понятно для нынешнего зрителя. Поэтому мне, например, было бы приятно увидеть ремейки таких картин, как "А зори здесь тихие..." по Борису Васильеву. Хотя некоторые вещи, к сожалению, невозможно повторить, как, допустим, "В бой идут одни "старики". И надеюсь, что именно молодые сделают ещё фильмы, может быть, на произведениях тех людей, которые, как Борис Васильев, прошли всю войну. Чтобы это был материал, который пронизан осознанием того, что происходило. Но только уже в контексте переживания нынешнего поколения.

Чтобы не быть манкуртами

Владислав ГАЛКИН, актёр
("В августе 44-го",
сериал "Диверсант"):

- НЕ ВАЖНО, что движет кинематографистами, снимающими сейчас фильмы о Великой Отечественной войне: юбилейная дата или душевный порыв. Главное - что картины выходят. И картины - достойные нашей истории. Необходимо помнить, знать, беречь свою историю и, таким образом, избежать ошибок в будущем. И мне, как актёру, интересно во всё это влезать, потому что там другая жизнь, другие ценности. Происходит некая реанимация ощущений, о которых мы уже забыли. Мы очень многое утратили. Любое государство зиждется на мифологии и идиоме. А мы очень долгое время провели и без того и без другого. И растут манкурты, родства не помнящие. Поэтому человеку важно знать свою историю, свои корни, про какие-то связующие моменты - это очень важные вещи. Потому что когда ты оглядываешься назад, то там не руины и пустота, а поколение твоих родных, близких, живших в эпоху Сталина. Это целый мир, целая жизнь, которую страна прожила. А если оборачиваешься, и там ничего, то и впереди у тебя ничего не будет, и будешь начинать всё время с нуля. В телефильме "Диверсант" действие происходит в 42-м году. Когда снимали, мы там от души наползались по болотам - разведчики, диверсанты! Технику для съёмок откопали такую, что в страшном сне не приснится! Какой-то мотоцикл на гусеницах... Где его взяли - непонятно. Если наши таскали пушки на лошадях и вручную, то немцы - на таких вот мототракторах. А это всё нюансы, детали, из которых складывается эпоха.

Чтобы быть героями

Андрей СОКОЛОВ, актёр
(сериал "Последний бронепоезд"):

- ДЕЛО в том, что война, как настоящая любовь, - ситуация экстремальная, в которой очень ярко могут проявиться характеры людей, их самые лучшие или худшие качества. К сожалению, на сегодняшний день многие духовные ценности нивелируются. Но есть то, что у нас осталось в генной памяти - от родителей, бабушек и дедушек. И это стало идеализироваться, потому что всё равно у любого нормального человека есть тяга к настоящим поступкам, настоящим подвигам, настоящим отношениям. А всё это так или иначе есть в произведениях о Великой Отечественной. Тем более эта тема давно не затрагивалась в кино и сейчас заново находит отклик в душах зрителей и вызывает благодарную реакцию.

В телефильме "Последний бронепоезд" события происходят в самом начале войны - это 41-й год. Я играл немца, которого заслали в Красную армию под видом красного командира, он загубил немало русских солдат и офицеров. Но при этом совершенно убеждён, что делает правое дело, что правота - за немцами. Тогда как герой, которого играет Андрей Панин, и все остальные "наши" - красные - уверены в своей правоте. И вот это столкновение двух правд, двух абсолютно искренних мнений всегда интересно. Там и любовь есть, и страсть, и всё это происходит, что называется, "на грани фола", когда каждый день люди проживают как последний. Когда всё может закончиться в любой момент. Именно с этим связано так много романтики, потому что так или иначе, но всем хочется быть героями, пройти через это очищение испытанием, подвигом...

Чтобы знать правду

Андрей ИЛЬИН, актёр
(сериал "Красная капелла"):

- ТЕМА Великой Отечественной - вечная. Тогда человечество пережило чудовищное потрясение. Это такое событие, которое не будет отпускать ещё долгие-долгие годы. Поэтому фильмы о той войне продолжают удивлять, заставляют сострадать, сопереживать, сочувствовать до слёз. Это нужно прежде всего нашим подрастающим поколениям. И меня эти фильмы трогают. Я забываю, что я актёр. Меня они забирают в свой эмоциональный ряд, и я в нём существую с огромным наслаждением. До сих пор плачу, когда смотрю фильмы "Добровольцы", "Офицеры"... С большим удовольствием посмотрел новые картины - "Звезда", "В августе 44-го". Тема войны очень благодатная. Неслучайно так прозвучал фильм Месхиева "Свои". Экстремальные обстоятельства, в которые попадает человек со всеми его бедами, достоинствами, недостатками, слабым и сильным характером. Это раньше у нас были герои "без страха и упрёка". Наш человек, он такой - не сломается ни при каких обстоятельствах. Есть, однако, предатель, который всё портит, сейчас мы его поймаем... Нет! Мне как раз нравится человек во всём его объёме и многообразии, многоплановости. Вот как в "Красной капелле", где любимцем публики стал Лёша Горбунов, играющий... гитлеровца. Потому что у него была своя судьба, своё отношение к жизни, к смерти, к тому, чем он занимается. И ему было наплевать на идеологию. Потрясающий образ. В советские времена, я думаю, такого поворота событий наши идеологические органы не допустили бы. Да и мой герой не таким был бы... Да и я бы, наверное, его не играл, а играл бы его Тихонов-2 - какой-нибудь голубоглазый красавец двухметрового роста!

Смотрите также: