Вкусовые галлюцинации

   
   

По объёму торговых площадей Москва обгоняет все европейские столицы! Минимум дважды в неделю горожане ходят за продуктами. Но уверены ли вы в том, что покупаете именно то, что хотите?

МОСКВИЧИ, считающие себя цивилизованными покупателями, обязательно смотрят на срок годности товара. И, естественно, на его цену. Вот эту привычку отслеживать только два пункта на этикетке и используют отечественные производители. Я зашла в обычный супермаркет и набрала разного товара с "интересными" этикетками.

1. ЧИПСЫ и пр. "сухоедство". "Крекер с салями", "Сухарики с грибами", "Чипсы с красной икрой" - как только не изощряются производители, чтобы заманить нас с вами в свои сети! Естественно, и колбаса, и грибы, и красная икра красочно нарисованы на обёртке. И мало кто смотрит на оборотную сторону пачки, где мелким шрифтом скромно поясняется, что икры-то на самом деле "нема". Имеется в виду лишь её ВКУС, роль которого исполняет ингредиент "комплексная вкусо-ароматическая смесь", состоящая из сухого молока, соли, растительного жира, сушёной паприки и таинственного антислёживателя. Сухарики тоже не порадовали - те же ароматические добавки, изображающие грибы и другие натуральные продукты, причём состав добавок не сильно отличается друг от друга. Действительно, на вкус красная икра и грибы одинаковы.

2. ПАШТЕТ. Пластиковое корытце оказалось с "сюрпризом". С одной стороны нарисована утка и по-английски написано "Duck Pate" ("Утиный паштет"), а с другой - уже по-русски "Паштет охотничий" и едва различимым шрифтом: "Приготовлено из свиной печени". Представитель компании-импортёра объяснил мне, что российское название является не переводом, а привычным для российского уха наименованием, а этикетка полностью соответствует отечественным ГОСТам, и что утиная печень - жутко дорогой субпродукт по 2 тыс. руб. за 1 кг. Поэтому и присутствует в паштете как... вкусовая добавка.

3. МАЙОНЕЗ. В супермаркетовском холодильнике присутствовали майонезы десятка фирм: импортные, отечественные, в маленьких пачках и в огромных ведёрках. И половина из них позиционировалась как оливковые. Но прочитайте ингредиенты: на первом месте стоит подсолнечное масло. И главное - непонятно, сколько же из перечисленного положили в продукт. Кричать "Обман!" бесполезно, ведь производители всегда могут сослаться на национальные стандарты, чьё несовершенство позволяет вводить потребителя в заблуждение и не писать точное соотношение ингредиентов.

4. КОРМ ДЛЯ КОШЕК. Коммерсанты, зная нашу любовь к братьям меньшим, предлагают богатейший ассортимент обедов для шариков и мурзиков (с дичью и кроликом, индейкой и телятиной). Но посмотрите, сколько реально мяса индейки в "Мясе индейки" - не больше 4% (!) на одну упаковку.

В результате таких "недоразумений" потребители не понимают, на что тратят деньги. Упаковка продуктов питания не должна быть предметом манипуляций и приманкой. Можно посмеяться, когда на флакончике с антисептической жидкостью (фото 5) гордо выведено: "Защищает от вируса птичьего гриппа" (хотя многие учёные и врачи называют птичий грипп самой удачной аферой последних лет).

Знать, что каждый день мы приобретаем "хамелеонов", маскирующихся под полезные, вкусные и натуральные продукты, согласитесь, не очень приятно.


ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ