Коммуналки ХХI века

   
   

Ещё 5 лет назад коммунальные квартиры составляли 16% от общего жилого фонда Москвы. На сегодняшний день их практически не осталось, уверены столичные власти. Но так ли это?


ПОСЛЕ развода мы с мужем не могли поделить двушку. Все варианты грозили мне с сыном-подростком переездом в однокомнатную квартиру. Я не соглашалась. А недавно в дверь позвонил незнакомый мужчина и сказал, что он теперь... будет жить с нами. Оказывается, по новым законам можно продать свою долю, что и сделал муж. Пыталась нового соседа не пускать, но милиция на его стороне. Как это могло случиться? Я - коренная москвичка, а меня власти загоняют в коммуналку? Кто принимает такие нечеловеческие законы?
Татьяна Д.


ВСЁ чаще в столичных газетах о недвижимости попадаются объявления о купле-продаже ДОЛЕЙ КВАРТИР. И если 1/2 доли двухкомнатной ещё как-то можно себе представить, то 3/4 однокомнатной - нереально. Но такие доли продаются!

Что помешало борьбе

КОММУНАЛКИ существовали всегда. В начале прошлого века в одной комнате могло проживать даже несколько семей. В советское время такую практику прекратили, но в коммунальных квартирах всё равно жило очень много людей, что никак не согласовывалось с декларируемым образом и уровнем жизни. Поэтому даже засекреченные статистические сводки не содержали информации о числе коммуналок в столице. Понятие "коммунальная квартира" в жилищном законодательстве появилось только после переписи 1989 г.

Сколько в Москве коммуналок, столичные власти выяснили в 1998 г. Оказалось, что в 118 тыс. коммуналок проживает более полумиллиона горожан. Тогда же была принята специальная программа, которая помогла бы москвичам получить отдельное жильё. Расселение разделили на три этапа. В первую очередь отдельное жильё предоставляли коренным москвичам. После них квартиры получали те, кто попал в очередь на муниципальное жильё до 1 января 1998 г. На заключительном этапе, выполнение которого продолжается и сейчас, отдельное жильё получают люди, вставшие в очередь после 1 января 1998 г. В год в среднем расселяется порядка 4 тыс. коммунальных квартир. Власти несколько раз переносили сроки окончательной победы над коммунальным фондом. В настоящее время принято считать, что коммуналок в столице не останется совсем к 2010 г.

Возможно, так бы оно и случилось, если бы не принятие нового Жилищного кодекса (ЖК). "Благодаря" ему с коммуналками нельзя покончить окончательно. Прежний закон "Об основах федеральной жилищной политики" позволял жильцам комнаты в неприватизированной коммуналке занять всю квартиру. Они могли выкупить освободившуюся соседскую жилплощадь, независимо от количества занимаемых метров. Также имели возможность приобрести отдельное жильё для всех соседей и после их переезда занять освободившиеся комнаты. Новое же жилищное законодательство разрешает соседям занять освободившиеся метры по договору социального найма (если москвичи являются малоимущими очередниками) или путём покупки по рыночной цене (только при условии, что занимаемая площадь меньше нормы). В любом другом случае комната переходит в ведение властей для предоставления "постороннему" очереднику по договору социального найма.

Между тем новый ЖК не только законсервировал столичные коммуналки, но и дал возможность создавать новые. Скажем, если супруги разводятся и не могут полюбовно разделить квартиру, один может продать свою долю. Что и происходит сейчас на рынке недвижимости. В случае развода (когда речь идёт, например, о выселении бывшей жены с ребёнком) суд может обязать более благополучную "вторую половину" обеспечить выселяемых другим жильём. Но, когда люди сознательно превращают свою отдельную квартиру в коммунальную, сделать уже ничего нельзя. Это часто происходит в тех случаях, когда нужны деньги, а взять их неоткуда.

Коммуналка forever!

НЕ ВСЕ жители коммуналок ждали или ждут решения квартирного вопроса в жилищных очередях. Тем, кому повезло жить в кирпичных домах с высокими потолками, на помощь пришли риелторы. Пик расселения пришёлся на середину 1990-х гг. Хотя делать это легально было чрезвычайно трудно: комнаты покупались и продавались формально через процедуру обмена. В 1998 г. приняли постановление, разрешающее приватизировать отдельные комнаты в коммунальных квартирах даже без согласия соседей. Таким образом жильцы коммуналок получили возможность легально конвертировать свою жилплощадь в деньги и стали полноправными участниками рынка недвижимости.

В настоящее время процесс превращения коммунальных квартир в отдельные замедлился. Упал спрос на большие квартиры в центре: лучшие уже давно разобраны, кроме того, началось строительство современных элитных домов. На сегодняшний день на рынке много нового качественного жилья. И многим расхотелось возиться с расселением коммуналок, делать в них масштабный ремонт с заменой инженерных систем. Сегодняшние коммунальные квартиры - не шикарное жильё в дореволюционных или сталинских домах, многие из них останутся таковыми навсегда. И если в советское время в таких квартирах могли жить люди, которых мы сегодня отнесли бы к среднему классу, то в настоящее время всё идёт к тому, что со временем коммуналки превратятся в жильё для социально незащищённых. Например, в такие помещения планируют принудительно выселять злостных неплательщиков квартплаты.

С теми, кто волею судьбы оказался в коммунальной квартире и не смог выбраться из неё, всё понятно. Но кто добровольно вкладывает свои деньги в части квартиры? Комната может быть промежуточным этапом в жизни молодой семьи. Однако в основном покупают коммуналки приезжие. Для них существование на рынке недвижимости такой категории жилья, как комната в коммунальной квартире, жизненно необходимо. Потому что позволяет закрепиться в столице, не имея средств для покупки целой квартиры, но имея нужду в прописке.

Но если быт коммунальных квартир со стажем давно сложился, то зачем превращать в коммуналку ещё вчера отдельные квартиры? Между тем столичные власти уже сформировали мнение по этому вопросу. В Департаменте жилищной политики и жилищного фонда Москвы квартирами коммунального заселения считают только те, которые были заселены органами власти. Те же, что москвичи сами превращают в коммуналки (чаще всего в результате разводов), для властей официально таковыми не являются. Новые коммуналки - последствия реализации москвичами права распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению.

Возвращение коммунальных квартир можно сравнить со справлением нужды во дворе при наличии центральной канализации. Какие-то явления не должны повторяться. Да, Жилищный кодекс разрешил продавать доли в квартирах, но неужели столичные власти не могут вмешаться в процесс? Не для того же с коммуналками долго боролись, чтобы сейчас пустить процесс на самотёк?

Смотрите также: