Повесим Маркса к Ленину

   
   

Вопрос, должна ёлочная игрушка отражать эпоху или нет, на первый взгляд кажется праздным и надуманным. Ну какая разница, что висит на ёлке, лишь бы было красиво и празднично. И при чём здесь политика или, того пуще, экономика? Но это - только на первый взгляд.

Арапчонок на ниточке

ДАЖЕ само возникновение ёлочной игрушки наводит на мысли, что эпоха властно вмешивается в процесс. Согласно распространённой легенде, до поры ёлки в Европе украшали дарами земли - фруктами, ягодами, шишками. Приветствовались конфеты, вафли и даже... варёные яйца. А в Тюрингии балом правили яблоки. Но неурожай, обрушившийся на Европу в конце 40-х гг. XIX столетия, перевернул нормальный образ жизни. Французы из-за недостатка хлеба затеяли очередной бунт, ирландцы, страдая от отсутствия картошки, ломанулись в Америку, а тихие мирные немцы поняли, что яблоками ёлку украсить не получится. Но вместо войны или эмиграции решили заменить традиционные плоды на рождественском дереве стеклянными яблочками. Получилось неплохо, и вскоре мода на рукотворные украшения распространилась далеко за пределы Тюрингии.

Выходит, что ёлочная игрушка - не просто украшение. Вешать на некогда священное рождественское или новогоднее дерево абы что - признак если не бескультурья, то невежества или слепоты. И раз уж традиция сложилась, нарушать её можно только в том случае, если она перекрывается традицией более мощной. Классический пример такой смены - ёлочная игрушка СССР середины - конца 1930-х гг. Именно тогда эпоха в очередной раз вмешалась в праздничную эстетику. Получилось это настолько органично, что советская ёлочная игрушка вполне может встать в один ряд с другими культурными достижениями СССР - кино, театром и цирком. И если дореволюционные ёлочные игрушки так или иначе соотносились с европейскими тенденциями, то советскую эстетику невозможно спутать ни с чем.

Конечно, чаще всего эстетика была лобовая - вывешивание на ёлку госсимволики и портретов классиков марксизма-ленинизма (см. фото). Мол, новое общество - новые ценности. Но присутствовала и потрясающая гибкость - игрушки очень живо реагировали на новые тенденции эпохи. Скажем, в год публикации "Приключений Буратино" Толстого ёлки украсились носатыми пареньками в полосатых колпачках. А после выхода на экраны фильма "Цирк", где фигурировал негритёнок, внезапно возродилась дореволюционная традиция вывешивать фигурки арапчат, только на этот раз смысл был не в экзотике, а в педалировании идеи дружбы народов. На призыв партии "Молодёжь - на самолёт!" откликнулись не только комсомольцы, но и мастера-игрушечники, наводнившие страну картонными и стеклянными аэропланами.

Следующие, военные годы тоже не могли не отразиться на эстетике. К нейтральным фигуркам самостоятельно прикрепляли парашюты, придавая им отчётливо десантный вид. Кое-какие артели наладили выпуск пистолетиков и собачек-санитаров. То же самое можно наблюдать и в послевоенную эпоху - стеклянные машины "Победа", космонавты и спутники. А на вопрос: "Великая программа, дай ответ, что будет с нами через двадцать лет", заданный Третьей программе КПСС, обещавшей построение коммунизма, ёлочные игрушки отреагировали своеобразно. Понимая под коммунизмом изобилие мяса, овощей, хлеба, яиц и пр. интимностей, мастера наводнили страну стеклянными дарами земли. Виноградные гроздья, огурцы, картофель, помидоры, курочки, коровы и овцы потеснили даже космонавтов. Хитом обжорно-новогодней эстетики стала, разумеется, царица полей кукуруза.

От застоя к отстою