Припарковать машину в центре сложно. Однако парадоксальный факт: в то время как москвичи бросают своих "железных коней" у бордюра, рискуя оказаться на штрафстоянке (ежедневно эвакуируют порядка 500 машин), комфортные подземные стоянки пустуют.
ПРИЧЁМ помимо платных подземных парковок в столице масса торговых и развлекательных комплексов, многоярусные подземные паркинги которых бесплатны для клиентов. Однако и возле них стоят в несколько рядов припаркованные авто! Я объехала самые известные "точки", пытаясь выяснить у водителей, почему они не паркуются под землёй.
СУББОТА, вечер. У "Атриума" на Курской площади машины припаркованы в три ряда. Не успевает эвакуатор увезти одну, как её место торжественно занимает новая. Из чёрного джипа с тонированными стёклами выпрыгивает девушка. Почему она не заехала на подземную парковку за магазином? "Знаю, что под землёй удобнее, - объясняет хозяйка авто, - но мне всего-то обменять доллары и купить крем, дел на 10 минут, заезжать на стоянку и выезжать буду дольше".
У Олега С., менеджера из Подмосковья, его "Дэу Нексию" эвакуировали дважды - оба раза от ТЦ "Охотный ряд" на Манежной площади, куда он ездит по рабочим делам. Но парковаться под знаком "остановка запрещена" не перестал: "За эвакуацию плачу штраф 100 руб. и забираю машину невредимой. А за несколько часов на подземной стоянке должен буду отдать практически 500 руб. Приезжаю в город дважды в неделю и не могу позволить себе такую роскошь".
ВОТ И ПЕРВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ, почему люди не спешат "под землю": пока штраф за неправильную стоянку в 5 раз меньше стоимости парковки, автомобилисты будут продолжать "экономить", создавая километровые пробки.
Но дело не только в деньгах. "Я бы с радостью парковался под землёй, если бы мог узнать, сколько придётся заплатить, - объясняет мне Анатолий С. - Но ведь узнать цену паркинга можно только при въезде, у шлагбаума, когда пути назад уже нет". А автолюбитель Дмитрий Иванович посетовал: "Я не понимаю, как въезжать на этот ваш паркинг, и тем более не пойму, как из него выезжать".
ЭТО ВТОРОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ отказа: отсутствие информации о нахождении подземных парковок, о плате за место.
"Отечественные паркинги катастрофически неудобны, - поделился со мной 28-летний Константин В. - Я несколько раз заезжал на них, крутился по полчаса, не находил места и вынужден был платить деньги, чтобы только выехать и спокойно припарковаться где-нибудь во дворах. Если шлагбаум поднимается или горит зелёный свет, это ещё не значит, что места в паркинге есть".
ВОТ И ТРЕТЬЕ ОБЪЯСНЕНИЕ проблемы: многие подземные паркинги предпочитают сдавать места в долгосрочную аренду сотрудникам офисов, находящихся поблизости. Поэтому места на парковке свободны, но занять их приезжающим на короткое время нельзя.
Но больше всего меня интересовали владельцы "крутых" машин, которые бросают их на улице, несмотря на то что рядом подземный паркинг. Неужели человек, который купил машину за 80 тыс. долл., не имеет 100 руб., чтобы оплатить парковку? Нет, деньги, конечно, есть, ума не хватает. Им ХОЧЕТСЯ припарковаться у входа. Отказ заехать на подземную парковку - дело имиджа. Ведь когда ты садишься в крутой джип, припаркованный где-то на минус третьем этаже, этого не видит никто. Другое дело - выйти из магазина с ворохом пакетов и загрузиться в свой "корабль" на глазах у публики. Припаркованный по всем правилам автомобиль не привлечёт должного внимания к себе и своему владельцу! А зачем же тогда было приобретать его? "Это можно сравнить с пристрастием пресловутых новых русских к малиновым пиджакам и золотым цепям толщиной в три сантиметра, - говорит психолог Владимир Мещеряков. - Им банально не хватало образования, чтобы "рисовать" имидж другим способом. Аналогичная история с парковкой широкомасштабных джипов на пешеходных переходах у входа в супермаркет. Это проблема воспитания, самосознания, а не отсутствия альтернативы".
ВОТ И ЧЕТВЁРТОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ "подземной боязни": отсутствие культуры и уважения к правам других людей.
По данным Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции, в ближайшем будущем в Москве появятся новые подземные паркинги возле ВВЦ, под Тургеневской площадью, под проспектом Академика Сахарова, под пл. Тверской заставы, под Водоотводным каналом. Город предлагает цивилизованные методы парковки автомобилей. Только вряд ли это перевоспитает москвичей...
А как у них?
НА ЗАПАДЕ подземная парковка считается нормой. Оставить автомобиль в запретной зоне - значит лишиться нескольких сотен евро. Но организация работы подземных парковок там на порядок выше нашей. Уже при въезде в город или, по крайней мере, в центральную его часть автомобилиста встречает схема всех подземных паркингов. А при подъезде к подземной стоянке установлено электронное табло, демонстрирующее наличие свободных мест.
Лидия ГЕВОРКЯН, психолог:
- ГОВОРЯ о подземных паркингах, нам следует помнить, что для среднестатистического москвича это явление новое и малознакомое (если он не выезжал активно за рубеж, причём не только для отдыха, но скорее в командировки). А ко всему незнакомому мы относимся с опаской. Для 18-летних москвичей паркинги уже обыденное явление, и они не испытывают никаких проблем с ними. Более "взрослые" автолюбители воспринимают все нововведения в штыки, мотивируя это так: "Мне и без этого удобно".
Фёдор С., парковщик ТЦ:
- ПО МОИМ наблюдениям, подземным паркингом охотнее всего пользуются водители 20-30 лет на машинах среднего уровня - новых отечественных или иномарках ценой 10-20 тыс. долл. Много женщин на машинах любого класса. А вот мужчин на очень дорогих автомобилях - единицы, они почему-то предпочитают бросать свои "вездеходы" в самых неудобных местах - на пешеходных переходах, на тротуарах и т. д.