Мода на кайф

В Москве сконцентрированы основные финансы страны. Именно поэтому сюда, как мухи на мёд, слетаются криминальные авторитеты, делят сферы влияния организованные преступные группировки. Здесь крутятся гигантские "чёрные деньги", с которых не платятся налоги, а доход идёт в частный карман. Каковы объёмы "чёрного рынка", на чём конкретно зарабатывают подпольщики?

Об этом наш новый журналистский сериал.

Серия вторая

   
   

В ПРОШЛЫЙ раз мы рассказали о контрафакте (см. N 51). Сегодня разговор пойдёт ещё об одном наиболее доходном виде криминального бизнеса столицы - о торговле наркотиками.

В 2005 г. правоохранительные органы Москвы изъяли 235,3 кг наркосодержащих и психотропных веществ. В текущем - чуть больше. В частных беседах с людьми, имеющими отношение к этой проблеме (милиционеры, врачи и даже бандиты), выясняется, что цифра официально изъятого - капля в море столичной торговли "дурью". Если на Западе нормальным показателем считается, когда из незаконного оборота кайфа удаётся задержать 15-30% всех наркотических веществ, то у нас эта цифра, по различным данным, колеблется в районе 3-5%. А значит, Москва "потребляет"в год не менее двух десятков тонн наркотиков!

Потребители

В РАЗГАР весёлых 90-х наркотики быстро вошли в моду и стали обязательной частью молодёжной субкультуры. С тех пор ситуация, казалось, изменилась: поколение бунтарей, лозунгом которых была фраза Богдана Титомира "Не жалей себя!" (может, не зря пресса сообщала о его проблемах с правоохранительными органами различных стран по поводу наркотиков), сменилось обществом потребителей, считающих, что "бабло побеждает зло". Но не тут-то было...

"После существенного спада употребления сильнодействующих наркотиков, который мы наблюдали несколько лет назад, город накрыло второй волной, ещё более серьёзной, - говорит врач коммерческой наркологической клиники Татьяна Б. - К нам всё чаще привозят богатых, преуспевающих людей, известных бизнесменов, политиков, артистов, телеведущих, преступных авторитетов с просьбой снять их с кокаиновой иглы, а иногда просто привести в порядок перед важным мероприятием". Именно КОКАИН в последние годы вытесняет более дешёвые и низкопробные зелья. Недаром на жаргоне его называют "первым", а героин лишь "вторым".

"Хотя наркотики и запрещены официально, они стали такой же частью нашей жизни, как и алкоголь, - говорит Андрей С., сотрудник криминальной милиции ГУВД Москвы. - А в некоторых кругах даже считается, что "синька - для плебса, а кокс - рулит", то есть выпивать стыдно, а нюхать - круто. Официально в Москве около 2% людей употребляют наркотики. Такие цифры в отчётах сообщают больницы и наркодиспансеры, но они очень далеки от реальности. Ведь если кто-то из коммерсантов или представителей богемы и обращается за медпомощью, это происходит в обстановке полной конфиденциальности. А именно они и потребляют львиную долю наиболее дорогих и престижных веществ".

Именно из-за того, что наркорынок в последние годы качнулся в сторону высокобюджетных препаратов, схемы по доставке наркотиков в столицу изменились. Если раньше наркотрафик большей частью осуществляли на свой страх и риск курьеры-одиночки и небольшие группы, то сейчас зелье везут в Москву в промышленных масштабах. Несколько лет назад поставки контролировались в основном этническими ОПГ, тогда как сегодня, по словам мелкооптовых и розничных торговцев, большинство партий с крупными объёмами приходят в столицу под контролем... правоохранительных органов! "Недавно мы встречали груз в элитном аэропорту, - рассказывает сотрудник ЧОПа Виталий Д. - Насколько нам дали понять, таможенная процедура здесь упрощена до предела. В итоге мы ввезли в город и доставили на место - в офис на Пушкинской площади - несколько очень тяжёлых сумок. Там нас попросили переложить в хранилище пакеты с сыпучим веществом белого цвета. Поскольку наше предприятие считается "дружественным" для нескольких фирм, от нас даже не стали скрывать, что в пакетах - кокаин".

Деньги