Аптечная вПАРИЛКА

   
   

"Минеральной водички, сока, мюсли?" - предупредительно спрашивает меня кассирша, прежде чем пробить чек. Нет, я не в кафе и не в магазине. Я... в аптеке.

ХОТЯ правильнее столичные аптеки называть сегодня супермаркетами: сумка - в камеру хранения, зал самообслуживания, корзинка для товаров, музыка, бонусы. И - полный арсенал уловок, чтобы посетитель не ушёл без покупки.

ПИЛЮЛЬКИ НА ВТОРОМ ПЛАНЕ. Лекарства заполняют в лучшем случае половину стеллажей. На остальных - косметика, гели для душа и шампуни, бритвенные станки и колготки (!). Допустим, витрина с ароматическими маслами выглядит уместно - нетрадиционная терапия в моде. Но что в аптеке делают стенд с дорогущими щётками для волос и маникюрно-педикюрные наборы? В отделе рецептурного отпуска - батарея лаков для ногтей, в отделе "Лекарства на заказ" - картриджи фильтров для воды, а на самом выигрышном с точки зрения выкладки товара месте красуется вертушка с солнечными очками. Безусловно, аптекари имеют право наряду с лекарственными средствами торговать парафармацией (лечебная косметика, средства гигиены, солнцезащитные кремы), но все они должны иметь отношение к медицине. Открытки и заколки не сделают ваше тело здоровее, куда их ни прикладывай.

РАЗГАДКА: нас приучают к тому, что в аптеке можно купить всё. И заходить туда можно не только в поисках конкретного лекарства, а как в любой магазин - когда душе вздумается.

ДЕТЯМ - НЕ ЖАЛКО. Аптеки завалены товарами для малышей: памперсы, слюнявчики, детское питание, косметические средства для карапузов, мобиль для кроватки, погремушки, наборы для песочницы, мягкие игрушки.

РАЗГАДКА: на отпрысков люди скорее потратят деньги, чем на себя. Кроме того, яркие и симпатичные детские товары оживляют зал, ведь из упаковок с таблетками можно только Пизанскую башню построить.

КЛИЕНТ ДОЛЖЕН УЙТИ С ТОВАРОМ. Теперь кассы и выход расположены так, что потребителю приходится пройти через большинство стеллажей, откуда не захочешь, а возьмёшь хоть что-то. Аптекари вооружились и таким средством борьбы за покупателя, как "счастливые часы", дисконтные карты, "цена дня", подарочные сертификаты, бронирование и доставка товара на дом. Надо взять услужливо подготовленную корзинку и забить её доверху, тем более что стенды так и пестрят призывами вроде "Минералка сегодня дешевле!", "Только сегодня аспирин с 20%-ной скидкой" и т. д. Аптеки, набирая штат, теперь кроме обязательного среднего фармобразования от соискателя ждут "умения общаться и легко завоёвывать доверие". Чтобы клиент, пришедший за пластырем, ушёл с пакетом лекарств и средств гигиены, купленных впрок. На пакете - непременная реклама заведения, внутри рекламки или даже журнальчик от производителей. Лечитесь на здоровье, даже если вы... не больны.

РАЗГАДКА: За этим "сказочным" занавесом можно легко спрятать бешеный разброс цен, постоянно растущую стоимость лекарств. И личную заинтересованность фармацевтов в продвижении определённых товаров. Если медпредставитель компании-поставщика нашёл правильный подход к провизору, препарат именно его фирмы будут предлагать клиенту, если тот просит посоветовать "что-нибудь от живота".


Алгоритм поведения

1. Аптека - учреждение, специализирующееся на лекарствах и парафармации. Именно эти группы товаров и надо там покупать. Но! В целях экономии не поленитесь сравнить цены в нескольких аптеках - разброс может достигать 30% (см. таблицу). И не стоит полностью доверять устным рекомендациям работников аптек - перед покупкой препарата обязательно прочитайте вкладыш на предмет противопоказаний и побочных эффектов. Ведь лекарства невозможно вернуть.

2. Если нужного лекарства нет в наличии, вам наверняка предложат аналог. Но! Прежде чем купить, всё же посоветуйтесь с врачом. Так вы избавитесь от личной заинтересованности продавца.

3. Если вам нужны детские товары - идите в соответствующий магазин, шампуней и гелей для душа в десять раз больше в супермаркете.

4. Чтобы уберечься от незапланированных трат, составьте список необходимых покупок и не берите с собой большую сумму денег. Даже если вы попали под чары консультанта по элитной косметике, попросите у него аннотации к чудо-баночкам и внимательно прочитайте их дома, поищите информацию о производителе в Интернете.


Елена ЗАРИПОВА, психолог, специалист по маркетингу:

- В СОЗНАНИИ потребителя аптека является местом, где все товары - априори полезные для здоровья. Аура полезности и эффективности от лекарств распространяется на любые товары, представленные здесь. Например, когда фармацевт ставит на полку с витаминами обычный сок, у покупателя невольно возникает ощущение, что этот напиток приносит организму столько же пользы, сколько и комплекс витаминов. По этой же причине в аптеках полно воды (минеральной и обычной питьевой), а поставщики настойчиво проталкивают на стеллажи косметические средства. Ведь они все, независимо от состава и назначения, кажутся лечебными. А если рядом с элитными кремами и лосьонами стоит рекламный агент в белом халате, посетитель невольно проводит параллель с врачом и выпиской рецепта. Рука уже тянется за кошельком, и мозг не протестует - ведь ты собираешься потратить деньги не на какую-нибудь ерунду, а на своё здоровье.


СТОИМОСТЬ препарата напрямую зависит от раскрученности аптеки и её месторасположения. Более того, учреждения одной и той же сети могут выставлять разные цены.

Смотрите также: