Он не хотел брать её с собой, как будто предчувствуя гибель. Но за неё просила вся команда. И капитан военного корабля "Якуцк" Василий Прончищев вынужден был нарушить не только закон, но и вековой морской обычай. Так в команде шлюпа появилась женщина, его жена Татьяна.
Пешком до Якутска
ИСТОРИЯ этой любви начиналась романтично. Ещё бы - первая половина XVIII столетия, славное, героическое время. Татьяна Конды-рева родилась в известной дворянской семье. Её предки ходили в стольниках, воеводах и даже послах. Девочка с самого раннего возраста мечтала о морях и странствиях, о новых неведомых землях. До поры, правда, путешествовала она совсем немного - из родового села под Тарусой Конды-ревы выезжали разве только в Москву, где у них был дом. Неудивительно, что их сосед по имению, Василий Прончищев, навещал своих знакомых. Хотя вряд ли курсант московской Навигацкой школы предполагал, что эта смешная девчонка, смотрящая на него во все глаза, станет его судьбой. Для неё же блестящий гардемарин, собирающийся на Балтику, под начало самого Петра I, почти сразу стал тем единственным, о ком грезят всю жизнь.
Спустя почти 15 лет Василий, уже лейтенант флота, вернулся домой. И вдруг обнаружил, что та самая девчонка превратилась во взрослую девушку. А когда он узнал, что, несмотря на опасность заневеститься и просидеть в девках всю жизнь, она дожидалась его и только его, то раздумывал недолго. Свадьбу сыграли 20 мая 1733 г. в одном из родовых поместий. Счастливые молодожёны перебрались в Москву. Их медовый месяц только-только начинался, когда из Петербурга прибыл нарочный с посланием. Лейтенанта флота Прон-чищева назначили во Вторую Камчатскую экспедицию под начало Витуса Беринга. "Я поеду с тобой!" - Татьяна была настроена очень решительно. "Ну подумай, ведь это Сибирь, Якутск, туда ехать чуть не год, - пробовал увещевать её муж. - Там дикие люди и морозы!" "Я с тобой!" - отрезала Татьяна.
До Тобольска семейная чета добралась без приключений к концу года. Зазимовали, планируя двинуться дальше не раньше апреля-мая. Но Беринг отдал приказ лейтенантам Вальтону, Плаутину и Прончищеву ехать в Якутск, не дожидаясь весны. Татьяна, хоть её и уговаривали, решила мужа не оставлять и отправилась с ним. Что такое зимняя дорога в Сибири? Кромешный ад. Из 120 конных подвод осталось не больше половины, люди были вынуждены идти пешком. Но Татьяна не унывала и не жаловалась - рядом был её любимый, её единственный.
Жестокая река Оленёк
ПЕРВУЮ годовщину свадьбы они встретили в дороге. А как раз накануне семейного праздника Прончище-вых обворовал их слуга. Ударившись в бега, он прихватил с собой все ценные пожитки - деньги, жемчуг и даже обручальные кольца. Татьяна упала духом - уж больно дурная примета. Но тем не менее оставаться в Якутске не хотела. Её просьбы не оставили равнодушным ни штурмана Семёна Челюскина, ни даже непреклонного и строгого Витуса Беринга: "По страстной к мужу привязанности Татьяна Прончищева имеет быть прикреплена к команде". В обязанности ей вменялось составлять и переписывать научные отчёты. 29 июня 1735 г. шлюп "Якуцк" отбыл вниз по Лене. Полярные путешествия и сейчас - не сахар. Тогда же они были вообще невыносимыми. "Якуцк", выйдя в море, пробивался на запад. Зима в том году наступила рано даже по сибирским меркам. Уже в августе, по записи Прончищева: "Ото льдов столь великая стужа, что и в тёплом платье едва гретися возможно". Но и здесь Татьяна держалась молодцом. Наконец-то осуществилась её детская мечта -открывать новые земли вместе с любимым человеком!
Тем временем "Якуцк", перезимовав в устье реки Оленёк, снова отправился в море. И дошёл до самой крайней северной точки. Впервые в истории кораблю удалось дойти до 77-го градуса с. ш. Условия были чудовищные. Штурман Семён Челюскин записал в журнале: "Небо облачно и мрачно, мороз великий, и появилась шуга (стянутая морозом вода) на море, от которой мы в великой опасности, что ежели постоит так тихо одне сутки, то боимся тут и замёрзнуть". Пришлось поворачивать обратно, на зимовку. Цинга косила экипаж, люди падали от усталости. За несколько миль до берега случилась трагедия -во время шторма лейтенант Прончищев сломал бедро и моментально, видимо, от оторвавшегося тромба, умер. Шторм бушевал ещё несколько дней, так что похоронить Василия не было никакой возможности. Бесстрашная женщина, первая в мире полярница, внезапно потеряла единственную опору и смысл жизни - своего "любимого Васеньку".
4 сентября в судовом журнале "Якуцка" была сделана сухая запись: "Сего дня свезли на берег тело бывшего лейтенанта Прончищева и бывшего лейтенанта Прончищева жену". Через 12 дней она умерла на могиле своего любимого. В жизни и в смерти они оставались вместе. В гроб её положили в изящных туфельках, которые она взяла с собой на корабль. Ей было всего 25 лет. Крупнейшая полярная экспедиция, подарившая России Северную Азию и Америку, оплачена их жизнями.