"Пропал! Пропал дом!" - этой цитатой из "Собачьего сердца" встречают каждого, кто приходит по адресу 1-й Спасоналивковский пер., д. 4. До недавнего времени там располагался Московский дом скульптора. Сейчас на роль хозяев претендует Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
"ПРЕТЕНДУЕТ - это ещё мягко сказано, - возмущается председатель Объединения московских скульпторов, академик Российской академии художеств Иван Казанский. - Посудите сами - на глазах нашей охраны и даже невзирая на милицию какие-то личности лезут через забор, спиливают болгарками замки, баррикадируются и заявляют, что теперь они здесь хозяева!"
Дом, вокруг которого идёт нешуточная борьба, могли снести ещё в 1969 г., когда Мосгорисполком решил, что бывшая усадьба князей Вяземских интереса для истории не представляет. Тогда инициативная группа московских художников встала на защиту здания и добилась включения этого объекта в списки памятников архитектуры республиканского значения. В 1974 г. постановление о сносе отменили. И дому оставалось только ветшать и рушиться, если бы заботу о нём не взяли на себя московские скульпторы, которые в течение 10 лет восстанавливали здание из руин, вложив в это около полумиллиона советских рублей. Разумеется, дом передали объединению скульпторов в долгосрочную аренду. А в 1992 г. скульпторы заключили новый охранно-арендный договор с московскими властями. Срок действия договора - до 31 декабря 2017 г.
"Мы придерживались буквы и духа договора, - продолжает Иван Казанский. - В течение 33 лет поддерживали дом в порядке, проводили текущий ремонт, с неимоверными трудами наладили систему отопления... И тут вдруг выясняется, что здание, оказывается, пустует! А раз так, то почему бы его не передать Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества, который, к слову, и создан-то был летом прошлого года. Кстати, порекомендовал занять наш дом не кто иной, как руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. И это неудивительно - сам он входит в состав правления фонда. Наверное, дом ему понравился, а с нами можно не считаться, так?"
Может быть, и так, тем более что со скульпторами действительно считались мало - спор о доме был представлен как выяснения отношений между хозяйствующими субъектами - московскими и федеральными. Формально так оно и есть. Московские власти считали, что дом находится в их собственности. Однако представители ФАКК и Росимущества настаивают на том, что дом принадлежит им. Основание - постановление Верховного Совета РФ от 1991 г., где говорится о том, что все памятники республиканского значения переходят в федеральную собственность.
"Здорово получается, правда? -спрашивает Иван Павлович. - Оказывается, дом принадлежит федеральным властям уже 17 лет, а спохватились они только сейчас. А куда они смотрели все эти годы? И почему скульпторы им здесь не мешали? Уж не потому ли, что мы из руин восстановили здание и ухаживали за ним и в перестройку, и в дикие девяностые, а когда цены на недвижимость в центре Москвы вдруг выросли, дом стал лакомым кусочком? Суд встал на сторону Росимущества, и нам было предложено в двухнедельный срок освободить помещение. Мы, ссылаясь на свой договор аренды, не согласились. И стали ожидать повторного судебного разбирательства. Но..."
ФАКК, в свою очередь, настаивает на том, что захвата не было. "Ни о каком выселении скульпторов речи и быть не может, - говорит руководитель пресс-службы Роскультуры Наталья Уварова. - Фонд занял, обратите внимание - не захватил, а занял, те помещения, которые скульпторы сдавали в аренду коммерческим структурам. Это часть первого этажа, больше фонд ни на что не претендует. Всё произошло законно, на основании решения суда".
Однако скульпторы уверены, что дело здесь нечисто. "Во-первых, мы не видели исполнительного листа, - заявляет директор Объединения московских скульпторов Игорь Муромцев. -Во-вторых, фонд перекрыл нам доступ к отопительным узлам и распределительному щиту. Случись какая авария, виноваты будем мы, поскольку все коммуникации находятся на нашем балансе. Боюсь, что нам всё-таки придётся отсюда уйти. Полагаю, что эти люди не остановятся ни перед чем".
Конфликт далёк от финала. Более того - с каждым днём обстановка вокруг дома по 1-му Спасоналивковскому переулку разгорается. Стороны настроены решительно - на защиту скульпторов собирается встать Департамент имущества г. Москвы. Сами же художники уверены, что этот конфликт, равно как и конфликт вокруг Дома актёра, - только начало кампании против творческих союзов.