В США - зарплаты, в России - дивиденды

Американские корпорации решили многократно увеличить годовое вознаграждение своих топ-менеджеров. Только компания Merrill Lynch, недавно оштрафованная за "необъективность" своих аналитиков на 200 млн. долларов, увеличила зарплаты и бонусы двух своих топ-менеджеров в 7 раз. В России же управленцы живут за счет дивидендов.

Доходы падают, бонусы - растут

   
   

Крупнейшая в мире инвестиционно-банковская компания Merrill Lynch объявила суммы денежного вознаграждения своего руководства за прошлый год. Компенсация председателя совета директоров компании Дэвида Комански составила 14,4 млн. долларов, а зарплата главного исполнительного директора Стэнли О'Нила - 14,3 млн. При этом примерно половина вознаграждения каждого менеджера - по 7 млн. долларов - пришлась на годовые бонусы. Это в семь раз больше премий, которые Комански и О'Нил получили за 2001 год.

Между тем повышение выплат менеджерам происходит на фоне сбоя в деятельности самой компании. Доходы Merrill Lynch за прошлый год упали на 15% - до 18,6 млрд. долларов. И хотя прибыль выросла в 4,5 раза - с 573 млн. до 2,6 млрд., этот рост был вызван исключительно агрессивным сокращением расходов - увольнением 21-й тысячи служащих банка.

Тем не менее по сумме своих вознаграждений Комански и О'Нил заняли только второе и третье места. В списке самых богатых американских менеджеров лидирует главный исполнительный директор инвестиционного банка Bear Stearns Джеймс Кейн. Его зарплата за прошлый год была удвоена в связи с получением Bear Stearns высокой прибыли. Помимо этого Кейн, который заработал в прошлом году 19,6 млн. долларов, получил еще и бонус в размере 10 млн. долларов.

Другие американские инвесткомпании, несмотря на череду громких корпоративных скандалов и банкротств, также объявили об увеличении и без того многомиллионных денежных вознаграждений своих руководителей. Так, четвертая по величине банковская холдинговая компания США Wells Fargo & Co. более чем в два раза увеличила размер выплат своему генеральному директору Ричарду Ковачевичу. Только премия по итогам года составила 7 млн. долларов, помимо нее Ковачевич получил зарплату в размере 995 тыс. долларов.

Любопытно, что все эти компании в прошлом году оказались замешаны в крупнейшем в истории Wall Street скандале, известном как "заговор аналитиков", в результате которого банки были вынуждены заплатить 1,435 млрд. долларов, чтобы урегулировать расследование, которое проводилось в отношении их сотрудников.

Как заявил управляющий партнер хедхантинговой компании Ward Howell International Сергей Воробьев, значительное повышение наличных доходов западных топ-менеджеров вызвано тем, что раньше большую часть доходов они получали в виде дивидендов по своим пакетам акций. Сейчас же акции компаний падают в цене, и американские компании вынуждены поднимать своим топам зарплаты и бонусы - в противном случае они просто перебегут к конкурентам.

В России доверяют только деньгам

В России ситуация с денежным вознаграждением руководителей крупных компаний развивается по иному сценарию. По словам Воробьева, отечественные менеджеры больше доверяют "живым" деньгам. Поэтому по итогам прошлого года выиграли те, чьи компании больше заработали: в большей части российских компаний зарплата и бонусы выросли в разы.

Как отмечают эксперты, российские компании чувствуют себя гораздо лучше западных структур на фоне мирового спада экономики. По словам партнера рекрутинговой компании "Росэксперт" Игоря Шехтермана, в российских компаниях прошлогодние доходы топ-менеджеров по сравнению с 2001 годом выросли примерно на 15%, тогда как у их западных коллег компенсации остались приблизительно на том же уровне.

"Скромные" долларовые миллионеры

Как известно, российские топ-менеджеры крайне неохотно делятся информацией о размерах своих зарплат и премий. Наиболее открытой в этом смысле можно считать нефтяную компанию "ЛУКОЙЛ". Так, годовая зарплата главы компании Вагита Алекперова составляет 1,5 млн. долларов. Помимо этого, он имеет право на ежегодную премию в размере 2,225 млн. долларов (то есть полтора оклада), если компания достигает заявленных целей по доходам, нефтедобыче, продажам и росту запасов. Такие же условия контракта и у первого вице-президента "ЛУКОЙЛа" Равиля Маганова, получающего в компании 799,8 тысячи в год. Премиальная же часть составляет 140% оклада, то есть 1,119 млн.

В конце прошлого года в другую нефтяную компанию "ЮКОС" пришел вице-президент Брэтт Олдридж, годовой доход которого, по некоторым оценкам, составляет 1 млн.

В таких крупных фирмах, как "Объединенные машиностроительные заводы", Тюменская нефтяная компания и других, только зарплатная часть ключевых управленцев может достигать 500 тысяч долларов в год и выше.

Известны и другие случаи раскрытия олигархами информации о своих годовых доходах. К примеру, в прошлом году глава "Базового элемента" Олег Дерипаска заплатил налог на доходы, полученные им в 2001 году в Саяногорске. Сумма равнялась 294 млн. рублей, что составило около 10% собственных доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия.

А не так давно прославился довольно экстравагантной выходкой глава одной из крупнейших российских компаний "Норильский никель" Михаил Прохоров, заявивший о том, что его зарплата составляет 1 МРОТ в месяц, то есть 450 рублей. Кто бы еще в это поверил?

По сведениям опрошенных рекрутеров, любой гендиректор российского предприятия, даже в 10 раз меньшего, чем "Норникель", получает минимум 300-400 тыс. долларов в год. И даже если бы Прохоров был просто наемным менеджером в компании уровня "Норникеля", то получал бы не менее 600-700 тыс. в год плюс бонусы - всего более 1 млн. долларов. К слову сказать, по оценкам экспертов рынка, заместители Прохорова получают в виде фиксированной зарплаты порядка 500 тыс. долларов в год.

www.gzt.ru